Сайт о диарее и расстройстве желудка

Профилактика нарушений голоса у взрослых. Курсовая работа: Нарушение голоса у детей. Анатомо-физиологические механизмы голосообразования

Существует много профессий, когда основным инструментом является голос. К их числу относятся и преподаватели. К сожалению, при поступлении в институт, абитуриенты не проходят обследование состояния голосового аппарата. Не учитывается, что работать преподавателем может лишь тот, кто способен выдерживать длительные нагрузки на голос. А ведь даже такие заболевания, как тонзиллит, гайморит, хронический ларинготрахеит, узелки на голосовых связках, могут привести к потере профессиональной пригодности.

Большие речевые нагрузки предъявляют повышенные требования к речевому аппарату. Необходимо знать профилактические меры для сохранения здорового голоса и искать пути восстановления в случаях его нарушений. С развитием оториноларингологии связано выделение самостоятельной науки – фониатрии , изучающей лечение и предупреждение заболеваний голосового аппарата, педагогические приёмы восстановления голоса – фонопедия – воспитание навыков правильного голосоведения, постепенной активизации мышечного аппарата гортани при минимальной нагрузке.

Прежде, чем говорить о гигиене голоса, остановимся вкратце на строение самого голосового аппарата. Он включает в себя легкие, гортань с голосовыми связками и резонаторные полости. Координацию всех функций и элементов осуществляет центральная нервная система.

Собственно отдел голосообразования – гортань с голосовыми связками. Полость гортани на фронтальном разрезе напоминает форму песочных часов, наиболее узкая часть соответствует месту нахождения голосовых связок, имеющих белый, перламутровый оттенок. Они вместе с частью черпаловидных хрящей образуют голосовую щель, при вдохе имеющую треугольную форму. У мужчин длина голосовых складок - 18-20 мм, у женщин – 16-18 мм, у детей ещё короче.

Глотка делится на 3 отдела: верхний (носоглотка), средний (ротоглотка) и нижний (гортаноглотка). Носоглотка обладает более широким диапазоном резонирования и является как бы звуковым фильтром, где усиливаются и окончательно формируются тембровые особенности голоса. При наличии в носоглотке опухоли или аденоидов резко нарушается дыхание и изменяется тембр голоса, теряется его яркость и лёгкость звучания, появляется закрытая гнусавость. Если во время фонации нос не отделён от носоглотки нёбной занавеской, то появляется носовой оттенок – открытая гнусавость. Носовая полость имеет ряд придаточных пазух. Все они парные. Это верхнечелюстная (гайморова), лобная, основная и клетки решётчатого лабиринта.

Ротоглотка спереди посредством зева сообщается с ротовой полостью. Сверху зев ограничен мягким нёбом с язычком, снизу – корнем языка, а с боков – нёбными дужками. Доказано, что мягкое нёбо имеет функциональную рефлекторную связь с гортанью и играет большую роль в оформлении звука. Подъём мягкого нёба, напряжение дужек и опускание корня языка обуславливают широкое открытие глотки, что улучшает мощность звука.

Гортаноглотка находится на уровне 4-6 шейных позвонков. Сверху она ограничивается верхним краем надгортанника и корнем языка, по бокам – грушевидными ямками, которые переходят в начальный отдел пищевода.

Голосовая, или фонаторная, функция присуща не только человеку, но и животным, которые дышат лёгкими. У человека она имеет особое значение, так как связана с речевой функцией. Голос образуется в результате того, что воздух, выталкиваемый под давлением из лёгких и бронхов, на своём пути встречает сопротивление в виде сомкнутых и напряжённых голосовых складок. Пробивающаяся воздушная струя вызывает их вибрацию, в результате чего и получается звук, который нельзя считать полноценным, так как очень слаб и примитивен. Индивидуальную силу и тембр голос приобретает в надставной трубке, в которую входят гортанные желудочки, глотка, полости рта, носа и придаточных пазух, составляющие верхний резонатор. Нижним резонатором являются лёгкие и бронхи.

Возникающий в гортани звук характеризуется следующими признаками: (1) высотой голоса, (2) громкостью голоса, (3) тембром, (4) диапазоном.

Высота голоса зависит от частоты колебаний голосовых складок и регулируются их напряжением. Она является важнейшим средством передачи смысловой и эмоциональной информации при речевом общении людей. Громкость голоса, или его сила, регулируется произвольно и зависит от степени смыкания и амплитуды колебания голосовых складок. Громкая разговорная речь (средней силы) – 60-70дб, громкая речь – 90 дб, шепотная – 20-25 дб, болевой порог - 120-130 дб. Тембр, или окраска звука, является существенной характеристикой качества голоса. Тембр зависит от формы колебаний голосовых складок, числа и выраженности обертонов в определённом звуке, которые и придают голосу индивидуальную окраску. Тембр голоса может иметь возрастные особенности и зависит от того, что к основному тону примешиваются различные обертоны. Кроме того, тембр может изменяться от состояния надставной трубки. Количество тонов, которое даёт голос, называется диапазоном. С возрастом диапазон постепенно увеличивается. Певческий голос взрослого в среднем даёт 2 октавы звуков. Таким образом, в гортани образуется основной звук, речь же формируется в надставной трубке. Оформление звуков в слова, связано с функцией полости рта и глотки, принимающих участие в работе артикуляционного аппарата.

Важнейшим условием речи является правильное речевое дыхание. Оно отличается от обычного дыхания физиологического тем, что является:

  1. управляемым процессом;
  2. вдох делается ртом (быстрый и бесшумный), а выдох длительный и плавный.

Правильным считается диафрагмально-реберное дыхание, когда вдох и выдох осуществляются за счет изменения грудной клетки. Поток воздуха при выдохе попадает из легких в гортань, создает колебания голосовых связок, а артикуляторные мышцы ротовой полости превращают их в звуки речи.

Согласно последним исследованиям самым уязвимым органом речи аппарата является гортань.

Гортань выполняет 3 основные функции: дыхательную, защитную и голосообразовательную. Мышцы гортани, сокращаясь в разных направлениях, обеспечивают движение голосовых складок при дыхании и в процессе голосообразования. Гортань не только является проводником воздуха в бронхи и лёгкие, но и принимает активное участие в дыхательной функции. Для проведения воздуха необходимо зияние голосовой щели. При спокойном дыхании последняя имеет вид равнобедренного треугольника, при этом вдох сопровождается некоторым расхождением голосовых складок, а выдох – их сближением. Регуляция вдоха и выдоха происходит рефлекторно.


Гортань с голосовыми складками при вдохе и при выдохе

Защитная функция гортани складывается из 2 моментов.

  1. Проходящий через гортань воздух несколько согревается, увлажняется и в известной мере нейтрализуется, например, при вдыхании вредных газообразных паров. Кроме того, вдыхаемый воздух очищается от мелких частиц, которые оседают на увлажненной слизистой оболочке.
  2. Гортань играет роль в защите нижних дыхательных путей от случайного попадания в них инородных тел и частиц пищи.

Состояние ее мышц и эластичной ткани различно в разные периоды жизни. Своего максимального развития она достигает к 20 – 40 годам, а с 60 наблюдается атрофия, т.к. около 55 лет в хрящах гортани появляются островки окостенения. Поэтому нагрузка после 50 должна быть строго дозирована. Большую роль в голосообразовании играют гормональные факторы. Под влиянием половых желез происходит увеличение гортани и удлинение голосовых связок (14-16; 24-26 – муж.; 16-18; 24-26 – жен.). Более того, у женщин половые железы оказывают влияние в течение всей жизни (менстр., беременность, климактерический период). Оказывает влияние и нарушение функции щитовидной железы, а так же болезни Н.С. (неврозы). Поэтому голос необходимо беречь.

Что же оказывает вредное воздействие на наш голос:

  1. Простудные заболевания.
  2. Неправильное распределение речевой нагрузки.
  3. Работа во время болезни.
  4. Длительные перерывы в профессиональной деятельности (детренируются мышцы).
  5. Физическое переутомление.
  6. Переохлаждение или перегрев.
  7. Употребление холодной и горячей пищи.
  8. Табак и алкоголь. Особенно напитки со значительным содержанием спирта, менее вредно не холодное пиво и сухие вина.
  9. Газированная вода.
  10. Острые приправы.
  11. Диеты и голодания.
  12. Летучие стиральные порошки и др. сильнопахнущие вещества.
  13. Сухой воздух помещения.

Наиболее распространённые нарушения голоса связаны с функциональными заболеваниями голосового аппарата, то есть когда не наблюдают анатомических его изменений или грубых нарушений двигательной функции. Фонастения – нарушение голоса, слабость голосовой функции, которая не всегда сопровождается видимыми объективными изменениями в гортани. Чаще наблюдается у лиц голосовых и речевых профессий, развивается в процессе их трудовой деятельности вследствие постоянного голосового напряжения и плохой постановки голоса. Иногда фонастения возникает от общего переутомления и ослабления организма, также может развиться после психических травм, различных эмоциональных перегрузок как результат основных нервных процессов. Она характеризуется: 1) слабой силой голоса (утомляемостью), 2) затруднённостью нести голосовую нагрузку длительно (появляется охриплость, болевые ощущения в горле, иногда в наружных мышцах гортани), 3) неравномерностью звучания гласных, 4) небольшой глубиной динамического диапазона голоса (разницей между форте и пиано). При нормальном голосообразовании эта разница средняя от 15 до 30 дб. При фонастении в лучшем случае 10 дб, в худшем случае 2-5 дб.

В начальных стадиях заболевания при непрямой (с помощью зеркала) ларингоскопии не обнаруживается патологических изменений, но стробоскопия выявляет асинхронность колебаний голосовых складок с нарушением амплитуды и частоты. В дальнейшем при затяжной хронической форме появляется нарушение в ритме движений голосовых складок – замедленное смыкание или более раннее ещё до звукопроведения. Своевременное не выявление фонастении может стать причиной хронического ларингита.

Для восстановления нормальной функции голосового аппарата следует выявить причину возникновения фонастении. Так если она развилась в результате постоянного форсирования голоса, нужно ограничить и упорядочить голосовую нагрузку, избегать психотравмирующих ситуаций, которые могут отрицательно влиять на нервную систему. Перед постановкой голоса необходимо выработать правильное диафрагмальное дыхание. Уделяется постоянное внимание удлинению фонационного выдоха, нахождению дыхательной опоры. Функциональные тренировки сводятся к постановке голоса, нахождению удобной его подачи с минимальной нагрузкой голосового аппарата. Выделяют 3 атаки голоса. При нормальной мягкой подаче момент речевого выдоха и момент смыкания голосовых складок совпадают. При твёрдой атаке голосовые складки смыкаются раньше, чем происходит речевой выдох (грубо разрываются). Преддыхательная атака: выдох речевой раньше, а связки смыкаются после выдоха. Перерасход выдыхаемого воздуха – утомление. Чтобы правильно подобрать индивидуальную позицию фонации предлагается длительно произносить звук «М» (большую роль играет в тактильно-вибрационных ощущениях, способствует «обратной афферентации»). Произносим звук при спокойном положении гортани, направляя его в «маску». «М» - звук большого импеданса (противодавления, сопротивления). В этой позиции увеличен объём ротового резонатора, а звук, ударяясь о твёрдое нёбо, вызывает резонацию вышележащих полостей. Импеданс и резонаторные явления активизируют работу голосового аппарата. По мере тренировок длительность фонации увеличивается и голос становится более ясным, громким.

Другую группу функциональных заболеваний голосового аппарата составляют гиперкинетические и гипокинетические дисфонии – нарушения голоса, обусловленные парезами внутренних мышц гортани (миопатические парезы). Возникают они на почве перенесённых инфекций – гриппа, ОРЗ, реже после длительного перенапряжения голоса. При гипер и гипокинетической дисфониях страдают мышцы, смыкающие голосовые складки, поэтому нарушается только голосовая функция, дыхание остаётся нормальным. Однако выпадение функции одних мышц влечёт за собой нарушение действия их антагонистов (мышц – сжимателей). В связи с этим у людей появляется боль в наружных мышцах гортани, происходит дискоординация голосового акта и резко укорачивается речевой выдох. Дефекты голоса при миопатических парезах могут быть выражены различно – от лёгкой осиплости до резкой охриплости и даже афонии. Отмечается большая утомляемость голоса, напряжение и боль в мышцах лица, шеи, затылка, а иногда и грудной клетки. Ларингостробоскопическая картина характеризуется значительным несмыканием голосовых складок, синхронной её подвижностью, но быстрой истощаемостью при фонации. У лиц речевых профессий длительное нарушение голоса создаёт психотравмирующую ситуацию, которая при наличии предрасположенности и астенизирующих факторов приводит к развитию невротического состояния. Дисфония сочетается с быстрой не только голосовой, но и общей утомляемостью, эмоциональной неустойчивостью, неуверенностью в себе, тревогой бессонницей, понижением настроения. В восстановлении голоса при гипер- и гипокинетических дисфониях, помимо дыхательной гимнастики, в кабинете лечебной физкультуры следует уделять внимание дыхательным упражнениям.

КОМПЛЕКС.

И.п. – сидя на стуле прямо или стоя:

  1. вдох и выдох через нос;
  2. вдох через нос, выдох через рот;
  3. вдох через рот, выдох через нос;
  4. вдох и выдох через левую половину носа, затем через правую (попеременно);
  5. вдох через одну половину носа, выдох через другую (попеременно);
  6. вдох через нос, удлинённый выдох через нос с усилением в конце;
  7. вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы;
  8. вдох через нос, выдох через нос толчками (диафрагмальный).

Упражнения выполняются следующим образом. Исходное положение – сидя на стуле.

  1. Вдох через нос, выдох через нос, имитируя стон.
  2. Вдох через нос, выдох через рот со звуком А.
  3. Вдох через рот, выдох через нос, имитируя стон.
  4. Вдох через нос, удлинённый выдох через нос, имитируя стон с усилением в конце.
  5. Вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы с произнесением двугубного слегка оглушённого звука В.
  6. Вдох через нос, выдох через нос толчками, имитируя стон.

Параллельно с этими упражнениями можно проводить массаж передней поверхности шеи для уменьшения напряжения мышц. Поглаживаем переднюю часть шеи (горло) то правой, то левой рукой сверху вниз, захватывая подбородок.

Особое место занимает функциональная афония . Это заболевание не связано с голосовой нагрузкой. В основе его лежат истерические расстройства. Голос пропадает внезапно при сохранной шёпотной речи, звучном кашле и смехе. Характерна изменчивость ларингоскопической картины. Чаще всего наблюдается несмыкание голосовых складок, иногда голосовые складки мгновенно смыкаются и тут же возвращаются в и.п. Отсутствие голоса сопровождается жалобами на ощущения «скрежета», «налипания плёнок», «кома» в гортани. Лечение проводится после или параллельно с психиатром. При истерии порекомендуем пить сок и настой из травы огуречника («радость сердца»); сок или отвар из плодов боярышника. Можно пить настой из травы зверобоя: 1 ст. л. зверобоя залить 1 стаканом кипятка, настаивать в плотно закрытой посуде на кипящей водяной бане 15 мин., охладить при комнатной температуре в течение 45 мин., процедить, принимать по 1/3 стакана 3 р. в день до еды.

Нам с вами нельзя быстро ходить в холодные дни после работы, разговаривать на улице зимой. Вообще нельзя выходить после уроков сразу на улицу. Необходимо побыть в помещении 15 минут. После еды сразу начинать голосовую активность.

Обратим внимание на то, что 50% рабочего времени мы тратим на активную работу голосового аппарата и 30% на пассивную. Таким образом на отдых голоса приходится 20% рабочего времени. Мы стремимся нагрузку выполнить в течение 4-х дней, но более целесообразно делать после 2-х дней перерыв на сутки. Школьный класс является источником фонового рабочего шума, который мы вынуждены перекрыть своим голосом. Утомление в течение рабочего дня наступает через 4 часа (с перерывами по 15 минут) и исчезает через 1 час полного голосового покоя. Это касается лишь педагогов, которые работают более 10 лет. Далее утомляемость наступает через 2-3 часа, и отдых длится до 2–х часов. Утомление со временем накапливается.

Как мы можем себе помочь?

  • В первую очередь – занятия спортом (устойчивость к внешним раздражителям).
  • Режим дня: сон 8 часов.
  • Закаливание. Обтирание.
  • Хвойные ванны и ванны с морской солью, профилактика ингаляций с травами, йодо-содовые полоскания горла, полоскания травами.
  • Закапывать по 5-6 капель настоя ромашки в каждую ноздрю; в рот и нос закапывать по 5- 6 капель персикового, абрикосового, оливкового масла.
  • Перед выступлением выпить стакан теплого чая или «Боржоми».
  • Полоскание (носа и рта) холодной водой с понижением температуры до 12 градусов (от 20).

Как мы видим, профилактика заболеваний голосообразующих органов обширна. Это и постепенное закаливание свежим воздухом, солнцем, водой, и физическими упражнениями. Немаловажным фактором в профилактике голосовых расстройств является температура воздуха, его чистота и степень влажности. Лица голосовых профессий (лекторы, дикторы, педагоги, певцы) часто работают не вполне здоровыми, что в дальнейшем сказывается на голосовом аппарате – возникают болезненные ощущения (щекотание в горле, сухость), повышается утомляемость, что приводит к срыву голоса. При этом

следует обращаться к врачу оториноларингологу. Кроме курса лечения медикоментозного или физиотерапевтического необходимо обучение навыку правильного голосоведения. Лица голосовых профессий в большинстве нуждаются в постановке речевого голоса, что является профилактической мерой большинства профессиональных нарушений голоса. При нервном переутомлении даже самая обычная голосовая нагрузка становится порой тяжёлой. Чаще всего координация дыхания и функция голосообразования зависят от общего состояния организма, внешних условий. Режим питания имеет прямое отношение к звучности голоса. Разрешая конфликты на повышенных тонах, часто прибегаем к крику, голосом «утверждая» свой авторитет, не щадим себя и забываем, что при крике голосовые связки сильно и резко напрягаются. Постоянное напряжение связок приводит к утрате глубокой, «проникающей» интонации, чарующей собеседника. Необходимо давать связкам отдых: вернувшись с работы, лучше помолчать не менее получаса, постаравшись исключить и телефонные звонки. Зимой, попадая с улицы в помещение и, наоборот, выходя из теплого помещения на улицу, дайте вашему голосу адаптироваться, не начинайте громкого и резкого разговора.

  • Научиться владеть своим телом (жизнь в теле). Тело – «инструмент» голоса. Научиться активно и действенно общаться, свободно выражать свои мысли через голос.
  • Нужна хорошая осанка (дает уверенность, открытость). Правильное положение позвоночника: копчик направлен вниз, плечи расправлены, отсутствие мышечных зажимов – все это влияет на дыхание, которое как бы питает голос.
  • Научиться правильно дышать. При полноценном дыхании работают и диафрагма, и брюшные мышцы, и межреберные. Не затаивать дыхание, понадобится навык дыхания ртом.
  • Избавляйтесь от «мусорных движений тела». Человек часто подкрепляет свою речь жестами. Пространство тела – потенциал для голоса. Звук создается всем телом, тогда он выразителен. В разговоре не торопитесь «подкреплять» свой голос излишней мимикой и жестикуляцией: этим вы обкрадываете его. Педагог должен работать над техникой речи, над своим голосом всю жизнь.

Особое внимание следует уделить воспалительным заболеваниям верхних дыхательных путей (ренитам, гайморитам, франтитам, фарингитам). Чтобы они не осложнились голосовыми нарушениями необходимо использовать масляные растворы, увлажняющие слизистую оболочку. Запрокидываем назад голову и закапываем в нос подсолнечное или оливковое масло (можно чайную ложку масла вылить на корень языка). Через носовые ходы масло стекает по ходу стенки. При этом произносим звук «И». При сухости задней стенки глотки можно использовать отвары из трав: ромашки, шалфея, зверобоя. При простуде рекомендуется полоскание эвкалиптом. Параллельно принимаются витамины А, А1(ретинол, бета – каротин). Эти витамины поддерживают функциональную деятельность органов зрения, влияют на формирование костей, здорового состояния кожи, зубов, волос, слизистой оболочки рта, носоглотки, матки, кишечника, мочевыводящих путей, на повышение иммунитета. Источниками этих витаминов являются овощи и плоды оранжевого и жёлтого цвета, а также печень, рыбий жир, яйца, масло, сыр, шпинат, салат.

Некоторые рекомендации при воспалении слизистой оболочки гайморовой пазухи – гайморите . Симптомы:одностороннее закладывание носа, слизистые или гнойные выделения, снижение или потеря обоняния. Ощущение распирания в области щеки или лба. Боль при надавливании в области верхнечелюстной или лобной пазухи. Иногда беспокоят зубные боли, повышена температура.

Кроме медикаментозного лечения используем домашние средства: тепло на область щеки или лба, постельный режим, дышать над паром картофеля (отварить картофель в мундире, слить воду, укутаться; заварить в 0,5 л кипятка 2 столовые ложки травы иван–чая, довести до кипения, настоять 30 мин. и принимать до еды; при болях в носу, ушах и голове можно закапывать в нос сок редьки, промывать пазухи носа 5 % настоем цветков календулы.

Фарингит , или воспаление гортани, может быть вызван вирусными или бактериальными микроорганизмами. Симптомы: боль и опухлость гортани, жар, озноб, головная боль, кашель.

Рекомендации: обильное питье и отдых. Хорошо использовать для смазывания задней стенки глотки и миндалин при хроническом фарингите настой прополиса (1 ч 10 % - го спиртового экстракта прополиса смешать с 2 ч глицерина или персикого масла). Его можно закапывать в нос при хроническом насморке.

  • Отваром листа ежевики полоскать рот и горло при воспалении слизистой оболочки ротовой полости, ангине, фарингите, кровоточимости десен.

Ларингит возникает чаще всего при ОРВИ, гриппе и других инфекционных заболеваниях, а также при перенапряжении голоса.

Сок моркови смешать с медом 1: 1. Принимать по 1 столовой ложке 4 – 5 раз в день.

Взять 3 чайные ложки измельченной луковой шелухи, залить 0,5 л воды, дать вскипеть и настоять в течение 4 часов, после чего процедить и использовать для полоскания горла.

Хорошие результаты дает полоскание горла свежим картофельным соком, проводимое регулярно по 3 – 4 раза в день в течение 3 – 4 недель.

Делать ингаляции эфирными маслами мяты, чабреца, эвкалипта.

Ларингит – воспаление слизистой оболочки гортани. Особое место занимают профессиональные ларингиты, связанные с повышенной голосовой нагрузкой, перенапряжением и утомлением голосового аппарата. При хронических ларингитах слизистая оболочка гортани серо-красного цвета, местами утолщена, особенно по краям голосовых складок.

Иногда на голосовых складках образуются отёчные утолщения слизистой оболочки, расположенные друг против друга – узелки певцов. При хронических воспалительных процессах гортани могут наступать изменения тонуса её внутренних мышц. Поражение нервно-мышечного аппарата начинается с повышения мышечного тонуса как компенсации развивающейся слабости мышц. В этой стадии заболевания голос практически не страдает, и за фонопедической помощью люди обычно не обращаются.

Люди, страдающие различными формами хронического ларингита, подлежат диспансерному наблюдению оториноларинголога. Помимо медикоментозного, физиотерапевтического лечения в задачу диспансерного наблюдения входит выявление голосовой недостаточности и своевременное направление к логопеду. Правильная постановка голоса снимает напряжение с голосового аппарата, улучшает лимфо и кровообращение в воспалённых тканях, организует фонационное дыхание. При изменениях нервно-мышечного аппарата гортани постановка голоса приспосабливает его к голосовой нагрузке. В начальных стадиях заболевания без изменения голоса логопедическая помощь является профилактической мерой, предупреждающей нарушение тонуса голосовых складок. Меры: психотерапия, охранительный голосовой режим (без шёпота). Логопедическая работа: коррекция дыхания, выработка дыхательной опоры, сознательного замедления выдоха.

Полнота звучания голоса зависит от явления опоры. Начинается это с выполнения диафрагмального дыхания лёжа с озвученным выдохом. Положить одну руку на грудь, другую на живот для контроля за движением мышц грудной клетки. На вдох передняя стенка живота поднимается, грудная клетка должна быть максимально неподвижна. Выдох замедленный с произнесением глухих согласных звуков «С», «Ш» для лиц, имеющих грубое нарушение голоса. Передняя стенка живота постепенно втягивается. При постановке голоса без выраженной дисфонии рекомендуется произносить на выдохе звонкий двугубный В. После того как усвоится это упражнение в положении лёжа, его следует выполнять сидя и стоя. Такие тренировки проводятся в дальнейшем самостоятельно не менее 2 раз в день, утром и вечером, продолжительностью 1-2 мин.

Для снятия неприятных ощущений при хронических ларингитах нужно проводить лёгкий массаж шеи в области наружной поверхности гортани. Поглаживать переднюю часть шеи (горло) то правой, то левой рукой сверху вниз, захватывая при начале массирования подбородок. Начинать надо с области корня языка: большим и указательным пальцами круговыми движениями спускаясь вниз. Продолжительность массажа 2-3 мин, проводить следует 3-4 раза в день. При длительном хроническом процессе покашливание приобретает стойкий упорный характер. Для борьбы с ним можно предложить беззвучное произнесение звука «Ы». Звук имитируется при закрытом рте с неплотно сжатыми зубами. При этом в глотке ощущается небольшое напряжение. Повторить приём нужно 3 раза подряд. В течение дня к нему можно прибегать по потребности до 10-12 раз. 7 – 10 дней продолжаются массаж и занятия лечебной физкультурой, направленные на установления дыхательной опоры.

Эффективность восстановления находится в прямой зависимости от времени начала занятий с момента заболевания. К восстановительным занятиям необходимо приступать в ранние сроки в комплексе с другими видами лечения. Своевременно начатые функциональные тренировки при соблюдении этапов занятий и строгой дозировке нагрузок активнее мобилизуют компенсаторные возможности гортани, предупреждают образование патологического рефлекса голосоведения и развитие невротических реакций.

В Москве есть фониатрические кабинеты: Московский институт уха, горла, носа им. Боткина, городской фониатрический центр на Симферопольском проспекте, на Таганке (больница 23, ул. Интернациональная).

Голос, его сила, высота, выразительность, тембр развиваются и совершенствуются с развитием организма человека. Для предупреждения различных голосовых расстройств очень важна охрана и воспитание голоса с раннего детства. Каждый педагог должен знать, что развитие голоса идет постепенно, что детский голосовой аппарат еще слаб и форсирование голоса может нанести непоправимый вред. Крикливое пение в диапазоне, не соответствующем детскому голосу, вызывает перенапряжение голосового аппарата, что может привести к функциональным и органическим нарушениям.
Дети с раннего возраста должны слышать мягкие мелодичные голоса с точными и выразительными интонациями. Обладая большой подражательностью, они легко усваивают интонацию и способ голосоподачи окружающих их взрослых. Основными профилактическими мерами предупреждения патологии голоса являются закаливание организма, овладение навыками наиболее рационального диафрагмального дыхания и мягкой атаки голосоподачи.
В настоящее время проблема профилактики го лосовых нарушений является очень актуальной. Многие логопеды считают, что частота нарушений голоса в последние годы возрастает. Изучением нарушений голоса и их профилактики занимались такие исследователи, как Вильсон Д. К., Таптапова С. Л., Митринович – Моджеевска А., Лаврова Е. В., Волкова Л. С., Алмазова Е. С. и др.

1. Понятие голосовых расстройств у детей

Развитие голоса в онтогенезе включает в себя несколько периодов: дошкольный (до 6 -7 лет), домутационный (от 6 – 7 до 13 лет), мутационный (13 – 15 лет) и послемутационный (15 – 17 лет). В детском возрасте голоса мальчиков и девочек почти не отличается друг от друга. С наступлением пубертатного периода у мальчиков голос резко изменяется и в сравнительно короткий срок (около 1,5 года) превращается из детского в голос мужчины. Этот процесс связан с быстрым ростом гортани под влиянием эндокринной перестройки и носит название мутации. В послемутационный период, который продолжается несколько месяцев, расширяется диапазон и определяется индивидуальный тембр, высота и сила голоса.
Нарушения голоса представляют собой отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Патология голоса у детей обычно представляется в двух формах – афонии (полной утрате голоса) и дисфонии (частичном его нарушении).
Дефекты голоса делятся на центральные и периферические, каждый из которых может быть органическим и функциональным. Органическая патология возникает при:
- нарушении анатомических структур (опухолях, состояниях после их удаления, трвмах);
- хронических воспалительных процессах (хронических ларингитах, воспалениях дыхательных путей и пр.);
- поражениях центральных и периферических нервов.
Причины функциональной патологии могут быть самыми разными – начиная с голосового переутомления, плохой постановки голоса и кончая различными инфекционными заболеваниями и влиянием психических факторов.
С точки зрения качества голоса все голосовые расстройства делятся на 4 группы: нарушение высоты голоса (визгливый, крикливый,
ложноскладочный голос), нарушение силы голоса (приглушенный, слабый, форсированный голос), нарушение тембра голоса (хриплый, сиплый, «металлический» голос), отсутствие голоса.
Большинство нарушений проявляется как самостоятельные, причинами их возникновения являются заболевания и различные изменения только голосового аппарата. Но они могут сопутствовать и другим более тяжелым нарушениям речи, входя в структуру дефекта при афазии, дизартрии, ринолалии, заикании.
Основой детского пения является протяжный звук на плавном равномерном выдохе. Регулярные, дозированные и доступные диапазону детского голоса вокальные упражнения укрепляют и обогащают его. Однако чрезмерное голосовое напряжение, форсированное пение вызывает перенапряжение мышц гортани. Это способствует расстройству голосовой функции: суживается диапазон, искажается тембр, детский голос приобретает крикливый оттенок, появляется хрипота.
С раннего возраста детей необходимо приучать к утренней дыхательной гимнастике, а также к систематическим занятиям зимними и летними видами спорта. В период остро протекающей мутации подросткам рекомендуется ограничить голосовую нагрузку, они должны находиться под наблюдением врача-фониатра, занятия же дыхательной гимнастикой и спортом следует продолжать.
Профилактика заболеваний голосообразующих органов чрезвычайно обширна - постепенное закаливание свежим воздухом, солнцем, водой, физические упражнения. Температура воздуха, его чистота и степень влажности тоже немаловажный фактор в профилактике голосовых расстройств. Рассмотрим методы профилактики более подробно.

2. Методы профилактики нарушений голоса у детей

Произнесение звуков речи представляет собой сложный физиологический акт, для осуществления которого требуются нормальное строение и координированная функция центрального речевого аппарата и периферических органов голосообразования и артикуляции. Естественно, что всякие дефекты развития, заболевания и повреждения любой части речевого аппарата могут быть причиной нарушения голоса и речеобразования. Недостатки голоса и произносительной стороны речи могут возникать, например, при хронических заболеваниях гортани, при узелках, фибромах и папилломах голосовых связок, при расщелинах верхней губы и неба, при неправильности строения челюстей и зубов, при дефектах языка, при нарушениях носового дыхания, при нервно-мышечных нарушениях в полости рта, в глотке и гортани и при других дефектах периферического речевого аппарата. А также и при мозговых поражениях, которые могут возникать, например, вследствие кровоизлияния в мозг (у детей обычно в результате родовой травмы или ушибов при падении), инфекционных заболеваний, опухолей.
Для предупреждения хронических болезней голосового аппарата очень важно предохранять детей от частого насморка, ангины, острого ларингита и других простудных заболеваний. Здесь большую роль играет закаливание детского организма. Не следует приучать детей к излишнему теплу, не надо их закутывать, так как при этом организм теряет способность приспосабливаться к изменениям внешней температуры, становится чувствительным даже к небольшим ее колебаниям, и ребенок легко простуживается при малейшем охлаждении или сквозняке. Разумеется, при закаливании необходимо проявлять осторожность: приучать тело к охлаждению следует постепенно, процедуры по закаливанию надо начинать летом, приучая детей ходить босиком, купаться в прохладной воде. При любом заболевании закаливание надо прекращать и начинать его снова лишь после полного выздоровления.
Огромную роль в укреплении здоровья и закаливании организма играют физкультура и доступные детям виды спорта.
В происхождении хронического воспаления слизистой оболочки гортани (хронического ларингита) большое значение имеет воздействие вредных примесей к вдыхаемому воздуху, в частности табачного дыма. Всем известно, как часто у привычных курильщиков голос становится грубым и хриплым. Особенно вредное воздействие оказывает табачный дым на нежную слизистую оболочку детской гортани. Поэтому борьбу с курением среди детей следует проводить особенно настойчиво и энергично; вести ее не только посредством запретительных мероприятий, но и путем разъяснительной работы, используя для этого всякий подходящий случай во время классных занятий и внеклассных мероприятий.
Как уже было сказано, при носовом дыхании воздух очищается от механических примесей, согревается и увлажняется. Если дыхание происходит через рот, то устранение вредных свойств вдыхаемого воздуха осуществляется в меньшей степени. Поэтому удаление препятствий, мешающих нормальному носовому дыханию, имеет значение не только для устранения закрытой гнусавости, но и для восстановления защитной функции слизистой оболочки носа. Однако и при наличии свободной проходимости носовой полости дыхание в ряде случаев осуществляется через рот, например, во время речи, пения, а также при быстрой ходьбе и беге. Поэтому нельзя выходить разгоряченным (после бани, после подвижных игр) на холодный воздух и при этом разговаривать. По той же причине в холодную и сырую погоду не следует петь на улице, быстро ходить и бегать, так как во всех этих случаях дыхание происходит через рот.
Е. В. Лаврова считает, что профилактика различных заболеваний имеет немало общего. Следует придерживаться общегигиенических правил, которые хорошо известны – избегать переохлаждения и простудных заболеваний, физических и эмоциональных перегрузок, не злоупотреблять газированными напитками, так как углекислый газ отрицательно влияет на слизистую оболочку глотки. Необходимо соблюдать режим труда, отдыха и питания. Пища должна содержать достаточное и сбалансированное количество витаминов и белка, лучше животного. Не рекомендуется злоупотреблять пищей острой, очень горячей или очень холодной, что также раздражает слизистую оболочку.
Прогулки на свежем воздухе, закаливание организма, которые нужно начинать постепенно и желательно в теплое время года, предупреждают простудные заболевания.
Рабочие помещения (класс, аудитории и т. п.) должны быть теплыми, чистыми и хорошо проветриваемыми. Отрицательное влияние на голос педагогов и на восприятие слушателей оказывает зашумленность помещений (которая, в свою очередь обусловливает вынужденное стремление говорящего форсировать голос).
Швейцарский логопед Л. Грожан исследовал уровень зашумленности школьных помещений и установил, что шумовой фон класса должен быть не выше 55 дБ. Чтобы объяснение учителя улавливалось учащимися, его голос должен иметь прирост силы минимум на 10 дБ, т. е. достигать 65 дБ. При плохой дисциплине в классе учитель форсирует голос до 71 дБ, что уже является большой нагрузкой для голосового аппарата.
И. Максимов указывает, что чрезмерное повышение голоса на фоне шума приводит к усилению двигательных импульсов мускулатуры гортани, что превышает ее нормальные физиологические возможности. Вместе с тем это отрицательно влияет на голос не только учителя, но и, как это ни парадоксально, его учеников.
По мнению Л. С. Волковой , для предупреждения различных голосовых расстройств очень важна охрана и воспитание голоса с раннего детства. Каждый педагог должен знать, что развитие голоса идет постепенно, что детский голосовой аппарат еще слаб и форсирование голоса может нанести непоправимый вред. Крикливое пение в диапазоне, не соответствующем детскому голосу, вызывает перенапряжение голосового аппарата, что может привести к функциональным и органическим нарушениям. Дети с раннего возраста должны слышать мягкие мелодичные голоса с точными и выразительными интонациями. Обладая большой подражательностью, они легко усваивают интонацию и способ голосоподачи окружающих их взрослых. Основными профилактическими мерами предупреждения патологии голоса являются закаливание организма, овладение навыками наиболее рационального диафрагмального дыхания и мягкой атаки голосоподачи.
О. В. Правдина отмечает, что крайне важно, по возможности воздерживаться от громкой речи, а тем более от пения во время гриппа, ларингита, так как перенапряжение голосовых связок в это время может повести к серьезным хроническим нарушениям голоса. Не следует петь или кричать после бега или в сильном волнении, так как это делает дыхание неорганизованным, прерывистым, что мешает правильному голосообразованию. Кроме того есть правила, игнорирование которых может непосредственно привести к срывам голоса: не следует допускать постоянный громкий крик в быту, резкое, напряженное, крикливое или слишком продолжительное пение, злоупотребление твердой атакой голоса. Очень большое отрицательное значение имеет пользование как в речи, так и в пении не своим голосом, что бывает следствием или подражания голосу другого диапазона.
В период полового созревания подростку рекомендуется до установки голоса совсем прекратить занятия пением, хотя имеются наблюдения, что период мутации, ломка голоса, проходят естественно, постепенно и незаметно у тех, кто до того пользовался и в речи и в пении естественным, не форсированным голосом. Крикливость, излишне громкое пение, допущенное в детском возрасте, служат нередко поводом к преждевременной и трудной смене голоса.
По мнению Л. В. Неймана огромную роль в укреплении здоровья и закаливании организма играют физкультура и доступные детям виды спорта.
Л. С. Волкова также указывает, что вторичная профилактика состоит в предотвращении дефектов и наслоений, являющихся следствием голосовой патологии. Это в первую очередь невротические реакции на дефект, которые отягощают развитие основного нарушения.
Тактичная рациональная психотерапия, раннее начало коррекционно- логопедической работы, первое, даже небольшое улучшение голосовой функции снимают или заметно ослабляют невротические проявления.
Профилактические мероприятия проводятся и после завершения восстановления голоса. Продолжается диспансерное наблюдение у врача и логопеда для контроля за состоянием голосового аппарата и качеством голоса. Все закончившие курс восстановления получают рекомендации по соблюдению голосового режима. Соблюдение профилактических мер, регулярное диспансерное наблюдение у специалистов предотвращает рецидивы голосовых расстройств, обеспечивает устойчивость достигнутых результатов.
Таким образом, профилактика нарушений голоса имеет большое значение для предупреждения различных голосовых расстройств и должна начинаться с раннего детства, причем особое значение она приобретает в переломные моменты развития голоса. Такие несложные правила, как избегание перенапряжения голоса, ограничение употребления слишком горячей, холодной и острой пищи, а также закаливание помогают предупредить возникновение различных голосовых нарушений.

Под голосом понимается совокупность любых звуков, исходящих из гортани человека, начиная от крика, стона, кашля, громкого зевка и кончая поставленным голосом профессионального оратора или певца. Голос является важным компонентом речеобразования, поскольку он обеспечивает, во-первых, слышимость речи и, во- вторых её интонационную выразительность. Каждый человек должен научиться владеть своим голосом и уметь в полной мере использовать для целей речевого общения все его богатые возможности. Однако воспитанию голоса в семье и школе часто не уделяется должного внимания, что приводит к неправильному пользованию голосом и связанным с этим голосовым расстройствам.
Созревание голоса охватывает длительный период времени - от рождения и до наступления зрелости. Развитие гортани, а, следовательно, и состояние голосовой функции, зависит от функционирования половых желёз и других желёз внутренней секреции. В связи с этим в период полового созревания у детей происходят существенные возрастные изменения голоса. И вообще голосовая функция настолько тесно связана с соматическим и нервно-психическим состоянием человека, что об изменениях этого состояния в каждый данный момент мы можем безошибочно судить по голосу.
Все причины голосовых расстройств условно принято делить на органические и функциональные. К органическим относятся те из них, которые вызывают изменение анатомического строения голосового аппарата в его периферическом или центральном отделах. Органические расстройства голоса, обусловленные органическим поражением центрального или периферического отделов голосового аппарата, часто встречаются у детей. Они могут быть связаны с рубцовыми изменениями в гортани после удаления папиллом, с постдифтерийными стенозами гортани, с нарушениями в системе резонаторов, обусловленными наличием нёбных расщелин, с параличами и парезами голосовых связок и мягкого нёба при дизартрии и с другими причинами.
Функциональные нарушения голоса не связаны с органическим повреждением голосового аппарата, а обусловлены лишь изменением его функции. Эта группа голосовых расстройств также делится на центральные и периферические. Функциональные нарушения голоса периферического характера чаще всего бывают связаны с перенапряжением голосовых связок, особенно в условиях неправильного пользования голосом. К центральным функциональным расстройствам голоса относятся такие его нарушения, которые имеют психогенное происхождение и являются преимущественно результатом психотравмы. Однако чёткую границу между органическими и функциональными нарушениями голоса провести очень трудно, поскольку длительно существующие функциональные расстройства приводят к стойким органическим изменениям в гортани. Примером тому может быть образование на голосовых связках «певческих узелков» в результате длительного неправильного пользования голосом.

Невозможность правильного голосообразования при органических повреждениях голосового аппарата очевидна. Что же касается функциональных нарушений голоса, особенно центрально обусловленных, то механизм их происхождения обусловлен сочетанием трёх неблагоприятных факторов, следующих один за другим.
Во-первых, ещё до возникновения голосового расстройства у больного появляется своего рода предрасположенность к нему в виде уже возникшего невротического состояния, невротического фона.
Во-вторых, всегда имеет место какой-то «пусковой момент», вызывающий первичное нарушение нормального голосообразования. В такой роли в разных случаях могут выступать самые различные жизненные обстоятельства.
Например. На глазах у 8-летней девочки с невротическим складом характера попали под машину и погибли мать и брат. Голос пропал мгновенно и полностью, после чего она не могла разговаривать даже шёпотом в течение целых 17 лет.
В-третьих, мгновенная потеря голоса или неправильное голосообразование, однажды возникшее или многократно возникавшее, закрепляется в виде патологического условного рефлекса и в дальнейшем является основой для существования функционального нарушения голоса.
В плане профилактики возникновения функциональных нарушений голоса, важно понять, что временное расстройство голосовой функции, наступившее по каким-то вполне очевидным причинам (простуда, переутомление, пребывание в дымном или пыльном помещении и пр.), бесследно пройдёт в том случае, если для голосового аппарата на некоторое время будут созданы щадящие условия в виде отсутствия или сведения к минимуму голосовой нагрузки. В противном случае неправильное пользование голосом закрепится и к тому же неизбежно «обрастёт» вторичными психическими наслоениями.
Что касается опять-таки временной потери голоса при стрессовых ситуациях, то к этому также следует отнестись разумно. В момент сильного испуга общее торможение распространяется не только на голос и речь, но нередко и на многие другие функции организма. Но через некоторое время всё само собой нормализуется, в том числе восстанавливается голосо и речеобразование. Однако оно восстанавливается в самую последнюю очередь, что вполне закономерно: речевая функция у человека появилась позднее всех других и является наиболее ранимой. Поэтому при всякого рода стрессах не надо впадать в панику и фиксировать внимание на любых возможных расстройствах - лучше временно воздержаться от речи и вполне осознанно дать возможность своему организму полностью прийти в норму.
Таким образом, профилактика функциональных нарушений голоса слагается из мероприятий по укреплению нервной системы и предупреждению невроза, с одной стороны, и предупреждению фиксации нервной системой неправильных навыков голосообразования, с другой. (Патологические механизмы голосообразования особенно легко закрепляются у невротиков). Что касается профилактики голосовых расстройств в целом (включая и органические нарушения голоса), то она должна быть направлена на предупреждение действия тех причин, которые приводят к таким расстройствам.
Правила хорошего голоса:
1. Говори спокойно и тихо в соответствии с ситуацией.
2. Избегай чрезмерно громкой речи и пения.
3. Никогда не говори слишком быстро или слишком медленно.
4. Занимайся спортом, проводи закаливающие процедуры.
5. Во время или сразу после простудных заболеваний воздержись от голосовых нагрузок, придерживайся режима молчания в течение 5 дней.
Помимо предложенных правил, особое внимание необходимо уделить постановке голоса. Под постановкой голоса мы понимаем развитие природных качеств, повышение его выносливости к нагрузкам, расширение диапазона и выразительности.
Постановка голоса включает работу над нормализацией мышечного тонуса, развитием физиологического и фонационного дыхания и тренировки по улучшению и оптимизации акустических качеств голоса. Овладение практическими навыками оптимального дыхания и голосообразования является основной мерой предупреждения дисфоний, так как позволяет обучающемуся приспособиться к повышенной нагрузке и тем самым сохранить голосовой аппарат здоровым.
Для этих целей мы предлагаем использовать упражнения, разработанные ведущими педагогами Театрального института имени Б. Щукина - доцентом кафедры сценической речи А.М. Бруссер и профессором М.П. Оссовской. Тренинг направлен на формирование и развитие:
- правильной осанки и снятие излишнего мышечного напряжения;
- нормального физиологического и фонационного дыхания
- артикуляторно-резонаторной системы;
- диапазона голоса
- слухового самоконтроля.

Известно, что правильная осанка создает благоприятные условия для функционирования внутренних органов и любое изменение осанки отражается на позвоночнике, грудной клетке и затрудняет работу органов дыхания. Поэтому учителям и родителям необходимо контролировать правильность посадки ребенка на уроках и при выполнении домашних заданий. Предложенные нами упражнения помогут сформировать правильную осанку и снять мышечное напряжение.
На начальном этапе работы проводятся релаксационные упражнения, позволяющие снять общее напряжение и напряжения мышц, участвующих в процессе голосообразования. Необходимо научиться регулировать тонус собственного тела, осознанно управлять им, что способствует развитию самоконтроля.
Предлагаемыми упражнениями и приемами релаксации можно овладеть самостоятельно без специальной подготовки. Они не имеют противопоказаний. Продолжительность занятий должна дифференцироваться в зависимости от возраста и соматического состояния ребенка и не превышать 10-20 минут.
1. Упражнения на регуляцию мышечного тонуса
Упражнение 1 «Потягивание»
Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки опущены.
На счет раз, два - поставить правую ногу в сторону на носок, вытянуть руки вверх вправо и потянуться.


Упражнение 2 «Разогрев»
Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки опущены. Активными вращательными движениями массировать кисти рук от кисти к локтю, от локтя к плечу, затем - плечо, шею.
Повторять упражнение 4-6 раз.
Упражнение 3 «Растяжка»

На счет раз, два - поднять руки вверх и потянуться.
На счет три, четыре вернуться в исходное положение.
Далее на счет раз, два - нагнуться вперед и вытянуть руки вперед.
На счет три, четыре - вернуться в исходное положение.
Тоже самое нужно выполнять с наклоном в сторону и разведением рук в сторону.
Повторять каждое упражнение 4-6 раз.
Упражнение 4 «Железный человечек»
Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки внизу.
На счет раз - напрячь все мышцы тела, включая мускулатуру шеи.
На счет два - максимально расслабиться (наклониться вперед, руки вниз).
Повторять упражнение 4-6 раз.
Для большей заинтересованности детей в выполнении заданий можно использовать различные игровые ситуации, сопровождать выполнение упражнений стихотворными текстами, например:
Текст, проговариваемый взрослым: Упражнения, выполняемые детьми: Хомка-хомка хомячок, полосатенький бочок. «Потягивание»
Хомка раненько встает,
Лапки моет, носик трет, «Разогрев»
Выметает хомка хатку и выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять -
хомка хочет сильным стать. «Растяжка»
Помимо заданий на формирование правильной осанки и снятие мышечных зажимов, большое значение для профилактики нарушений голоса у детей и подростков имеют упражнения, которые способствуют формированию правильного дыхания. Прежде всего, детям нужно научиться дышать носом, скоординировать носовое и ротовое дыхание, сформировать нижнереберный тип дыхания. При выполнении упражнений следует избегать глубокого вдоха для предупреждения гипервинтеляции, которая может вызвать головокружение.
Упражнение 5 «Нос-нос»

На счет раз - закрыть правую ноздрю пальцем правой руки - вдох, на счет два - задержка дыхания.
На счет три - закрыть пальцем левой руки левую ноздрю и выдохнуть. Чередовать вдох и выдох, меняя руку.
Повторять упражнение 4-8 раз.
Необходимо следить, чтобы плечи при выполнении этого упражнения не поднимались. После овладения этим комплексом упражнений для выработки координации движений рекомендуем использовать динамические упражнения.
Упражнения выполняются аналогично упражнению 5 с добавлением различных движений головы и плеч, например, с наклоном головы в сторону, с поднятием плеч. Вдох и выдох осуществляются как описано выше.
Упражнение 6 «Приседание»
Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки в стороны, выдохнуть.
На счет раз - вдох носом, присесть, поднять руки вверх, на счет два - сидеть.
На счет три - медленно вернуться в исходное положение, разводя руки в стороны и выдыхая на счет 10.
Повторять 5-6 раз.
Упражнение 7 «Пузырьки»
Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки внизу, выдохнуть.
На счет раз - сгруппироваться в положении сидя, голова опущена, не дышать.
На счет два, три - выпрямиться, вытянуть руки вверх и вдохнуть.
На счет четыре - вернуться в исходное положение.
Повторять упражнение 4-6 раз.
Упражнение 8 «Свеча»
Представить, что в руках зажженная свеча.
Вариант 1: На счет раз – сделать вдох носом. На счет два - подуть на свечу так, чтобы пламя свечи наклонилось параллельно полу.
Вариант 2: На счет раз - сделать вдох носом. На счет два - подуть на свечу, произнося звук «ф». Добрать воздух.
На счет три - резко погасить свечу, выдыхая на звук «ф».
Вариант 3: На счет раз - вдохнуть через нос. После задержки дыхания, сделать дробный выдох и затушить три свечи. На счет три - вдохнуть. На счет четыре – задуть пять свечей.
Повторять упражнение 4-8 раз. При выполнении упражнения необходимо следить, чтобы плечи не поднимались.
Фонационные упражнения начинают с произнесения отдельных звуков, затем слов, фраз, речевой материал постепенно усложняется.
Упражнение 9
Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки внизу.
На счет раз – вдохнуть носом. На счет два, три, четыре - выдохнуть, произнося звук «с».
Удлинять продолжительность выдоха, считая до 12.
Аналогично проводятся упражнения при произнесении звуков «ш», «а», «у». Повторять упражнение 4-6 раз
Упражнение 10 «Дробное произнесение звуков»
Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки внизу, вдохнуть носом.
На счет раз, два, три - выдыхая воздух, произносить звук «с», делая паузу после каждого счета.
Аналогично проводятся упражнения при произнесении звуков «ш», «а», «у».
Повторять упражнение 4-6 раз.
Упражнение 11 «Произнесение фраз»
После предварительного вдоха на выдохе произносить фразы:
Около кола колокола.
Ума палата да разума маловато.
Чужим умом умен не будешь.
От топота копыт пыль по полю летит.
По завершению работы над отдельными звуками, словами, фразами закрепление навыков правильного голосоведения продолжается при произнесении различных скороговорок, стихов, а затем в спонтанной речи.
Упражнение 12
Сделать вдох носом, а затем на выдох произносить одну, затем две, три и так далее строчки, удлинять выдох.
Ужа ужалила оса
Ужалила его в живот
Ужу ужасно больно
Вот.
Однажды галок поп пугая,
В кустах увидел попугая.
И говорит тот попугай:
- Пугать ты галок, поп, пугай,
Но галок, поп, в кустах пугая,
пугать не смей ты попугая.
Для расширения диапазона голоса детей можно использовать различные стихотворные тексты, например:
Как под елкою зеленой скачут весело вороны.
Кар-кар, кар-кар. (голос средней силы)
Целый день они скакали, громко-громко все кричали:
Кар-кар, кар-кар. (громкий голос)
Только к ночи уставали, тихо-тихо засыпали:
Кар-кар, кар-кар, кар-кар. (тихий голос)
В лесу становится темно и нам домой пора давно.
Тихо-тихо мы шагаем птицам спать мы не мешаем. (шёпот)
Продолжительность голосовых тренировок строго дозируется и обусловлена психосоматическим состоянием тренирующихся. Начиная с первых занятий, следует избегать переутомления. Вначале продолжительность не превышает 2-3-х минут с 5-10-минутным перерывом, постепенно время занятий удлиняется и на заключительном этапе достигает 15-20 минут при 4-5 разовом выполнении в течение дня.
При проведении этих несложных упражнений у детей вырабатываются навыки правильного дыхания и фонации, которые благоприятным образом сказываются на развитии звучания и позволяют предотвратить возникновение органической патологии гортани, а значит - сохранить голос ребенка здоровым.

Помимо уже рассмотренного нами деления голосовых расстройств на органические и функциональные, учитывающего их причинную обусловленность, эти расстройства принято классифицировать и по внешним признакам, то есть по особенностям непосредственного проявления нарушений голоса. В соответствии с этим последним принципом выделяются следующие наиболее часто встречающиеся расстройства голоса.
Истерический мутизм - внезапная и полная потеря голоса при невозможности даже шёпотной речи, связанная с психической травмой.
Афония - отсутствие звучного голоса при наличии шёпотной речи. Непосредственная причина афонии - отсутствие смыкания или неполное смыкание голосовых связок. Она может быть вызвана как органическими (органически обусловленные параличи и парезы голосовых связок), так и функциональными причинами. При функциональной афонии, в отличие от органической, у больного имеется звучный кашель, что лишний раз свидетельствует о возможности нормального голосообразования. Характерна здесь и нестойкость, «нестационарность» патологических изменений в гортани: имеющиеся отёчность, покраснение, утолщение голосовых связок и недостаточность их смыкания носят преходящий характер, тогда как, например, при органически обусловленном параличе или парезе голосовых связок они при каждом ларингоскопическом осмотре занимают одно и то же положение. Кроме того, для всех функциональных нарушений голоса характерно наличие сенсорных расстройств - ощущение сухости, тяжести или инородного тела в горле, а нередко и болевые ощущения. Всегда имеются и общеневротические симптомы, выражающиеся в особенностях поведения больного, в преследующих его мыслях о неизлечимости голосового расстройства, в повышенной раздражительности, мнительности, неустойчивости настроения, нарушениях сна и т.п.
Дисфония - расстройство голоса, выражающееся в нарушении его основных характеристик - высоты, силы и тембра. В отличие от афонии, при дисфонии голос образуется, но становится неполноценным. Он может быть слабым, сиплым, хриплым, срывающимся, дрожащим, фальцетным (слишком высоким), монотонным, «бубнящим», глухим, сдавленным, «квакающим», «металлическим», с носовым оттенком и т.п. В основе дисфонии также могут лежать и органические и функциональные причины.
Фонастения - нарушение голоса, выражающееся в его быстрой утомляемости, прерывании («осечках») и сопровождающееся неприятными ощущениями в горле (царапание, жжение, щекотание, сухость, боли). Чаще всего фонастения является профессиональным заболеванием голоса у людей, имеющих большую голосовую нагрузку, особенно при условии неправильного пользования голосом. Предрасполагающими факторами могут оказаться нервно-психические переживания, а также острые и хронические заболевания верхних дыхательных путей. У детей фонастения может возникать в результате криков и неправильного обучения пению.
Патологическая мутация голоса относится к его функциональным расстройствам, однако её тоже можно рассматривать как пограничное нарушение, стоящее между функциональными и органическими.
Голос ребёнка отличается от голоса взрослого человека по всем основным характеристикам - по силе, высоте и тембру. Это объясняется ещё не полной анатомо-физиологической зрелостью голосового аппарата ребёнка. В частности, детская гортань примерно в 2-2,5 раза меньше по своему размеру, чем гортань взрослого, соответственно более короткими являются и голосовые связки. Грудной резонатор ещё мал по объёму и слаб, вследствие чего преобладающую роль при голосообразовании играют верхние резонаторы, дающие голосу «головное», то есть высокое звучание. Недостаточно сильной является и струя выдыхаемого воздуха. Голосовые связки колеблются только своими краями. По этим причинам, наряду с высоким звучанием, детский голос характеризуется небольшой силой и малым диапазоном, причём голоса мальчиков и девочек до определённого возраста не имеют больших различий.
Мутация (возрастная «ломка») голоса - это физиологическое явление, наблюдающееся в период полового созревания и связанное с преобразованием детского голоса в голос взрослого человека. Наиболее заметно это явление выражено у мальчиков. У них под влиянием мужских половых гормонов наблюдается дисгармоничный, неравномерный рост отдельных частей голосового аппарата: быстро увеличивается в размерах гортань, выпячивается «кадык», удлиняются и утолщаются голосовые связки, увеличивается объём языка, тогда как рост резонаторных полостей и надгортанника заметно отстаёт. Гортань начинает занимать более низкое положение. Суть мутации голоса состоит в том, что в этих резко изменившихся анатомических условиях нарушается уже сложившаяся нормальная координированная работа разных частей голосового аппарата, что и приводит к неустойчивости пользования голосом. Это усугубляется ещё и непривычностью возникающих у подростка кинестетических ощущений при речи и пении – речевые органы становятся как бы не совсем ему «подвластными», «незнакомыми».
Весь период мутации условно может быть разделён на три части:
стадия предмутационных изменений, во время которой голос подростка становится более сильным и жёстким и в то же время начинает терять высокие тона;
стадия основного кризиса голоса, продолжающаяся 2-3 месяца и выражающаяся в неуверенном, неустойчивом пользовании голосом - человек как бы не вполне владеет своим голосом, теряет способность управления им (голос то звучит на высоких, «петушиных» нотах, то резко переходит почти на бас);
постмутационная. стадия, занимающая 2-3 года, в процессе которой голос «дозревает» до своего окончательного тембра.
Физиологическая мутация голоса чаще всего проявляется в одной из следующих форм:
1. Происходит медленное изменение голоса, почти незаметное как для самого подростка, так и для окружающих людей. Имеет место лишь небольшая охриплость голоса и быстрая его утомляемость, которая постепенно и самостоятельно проходит.
2. Наблюдается всё более и более учащающееся «соскакивание» звуков на низкие ноты, которое затем постепенно прекращается, и «мальчишеский» тембр голоса сравнительно незаметно заменяется мужским.
3. Голос «грубеет» резко, почти мгновенно, без какого-либо постепенного перехода. Иногда при этом может наблюдаться непродолжительная охриплость голоса или даже полная афония, с исчезновением которой у подростка сразу устанавливается вполне сформировавшийся мужской голос.
Иногда мутация голоса наступает преждевременно, что чаще всего бывает связано с ранним половым созреванием и поступлением в кровь соответствующих гормонов. В этих случаях ребёнок говорит низким мужским голосом. В большинстве случаев мутация голоса протекает сравнительно спокойно, однако у некоторых подростков она приобретает патологический характер. Это может проявляться в том, что и по истечении подросткового возраста голос продолжает сохранять высокое звучание, то есть мутации как бы не происходит. Гортань при этом так и не опускается, а по-прежнему занимает высокое положение. В других случаях патологический характер мутации проявляется в её затянувшихся сроках. Так, иногда в течение нескольких месяцев или даже лет наблюдается неустойчивость пользования голосом с постоянным чередованием в разговоре высоких и низких тонов. И, наконец, уже после завершения мутации может сохраняться дисфоничное звучание голоса. Патологический характер мутации может быть обусловлен эндокринными нарушениями или несоблюдением гигиены голоса (раннее курение, употребление спиртных или других раздражающих слизистую оболочку гортани напитков в период уже начавшейся мутации голоса, перегрузка голосового аппарата, продолжение занятий пением и пр.). По этой причине в очень ответственный период возрастного изменения голоса необходимо соблюдение профилактических мер, направленных на максимальную охрану голосового аппарата ребёнка, что будет способствовать спокойному протеканию мутации.
Для преодоления как органических, так и функциональных расстройств голоса используется комплексное воздействие на больного, конкретное содержание которого варьируется в зависимости от имеющейся картины нарушений.
В частности, при функциональных нарушениях голоса по понятным причинам большое значение придаётся психотерапии, которая нередко приобретает решающее значение в деле преодоления голосовых расстройств. Так, при умелом психотерапевтическом подходе к больному голосовая функция у него нередко восстанавливается уже в ходе самого обследования. В случае надобности проводится общеукрепляющее лечение, рассчитанное, в том числе и на укрепление нервной системы больного, поскольку состояние последней оказывает большое влияние на общую эффективность логопедической работы. Положительное воздействие на мускулатуру гортани и её слизистые оболочки оказывают массаж и физиотерапевтические процедуры, способствующие регуляции кровообращения и уменьшению количества слизи. На фоне этих общеоздоровительных мероприятий больному предлагается строго соблюдать голосовой режим, не допуская перегрузки голосового аппарата. Иногда даже на некоторое время рекомендуется полное молчание или переход на шёпотную речь. Большое внимание уделяется дыхательным и артикуляторным упражнениям, поскольку полноценное речевое дыхание и правильное артикулирование звуков уже сами по себе способствуют лучшему звучанию голоса и большей разборчивости речи. Далее переходят к так называемым ортофоническим упражнениям конечной целью которых является восстановление единой, координированной деятельности дыхательного, голосового и артикуляторного аппаратов, а также речевой функции в целом. Вся эта работа носит сугубо специальный характер, требует профессиональных знаний.
После окончания лечения больному в течение некоторого времени рекомендуется соблюдать щадящий режим и придерживаться необходимых профилактических мер.
При органических нарушениях голоса в общем комплексе воздействия на больного большое место занимают медицинские мероприятия – медикаментозное и другое лечение, прижигания, ингаляции, оперативное вмешательство и пр. Используются даже некоторые специальные приспособления. Психотерапевтическое воздействие здесь также сохраняет своё важное значение, однако оно приобретает несколько иную направленность.
Эффективность преодоления голосовых расстройств во многом определяется их причинной обусловленностью. При наличии грубых анатомических изменений в голосообразующем аппарате, а также при органических параличах и парезах в большинстве случаев достигается лишь та или иная степень улучшения. Функциональные расстройства голоса часто поддаются полному устранению. Однако далеко не последнюю роль в этом вопросе играют личностные особенности человека, страдающего нарушением голоса, его собственная организованность и настойчивость в достижении цели.

Алла Колесникова
Профилактика нарушения голоса у детей дошкольного возраста

Вашему вниманию представляется проект (рассчитан на 2 учебных года) на тему : «Профилактика нарушений голос у дошкольников » .

Нарушение голоса довольно распространенная речевая патология у детей . Известно, что нарушение голоса может выступать как самостоятельное нарушение , так и входить в структуру других сложных речевых дефектов – дизартрии, ринолалии.

Качество голоса , навыки владения голосом оказывают большое влияние на такие характеристики устной речи, как темп, мелодика, словесное и логическое ударение. Голос определяет выразительность, интонационную оформленность, внятность устной речи. Все это несомненно сказывается в дальнейшем на процессе обучения детей в школе .

В связи с чем, возникает необходимость в разработке комплексных мероприятий по , что объясняет актуальность исследования.

Актуальность темы данного исследования определила цель и задачи исследования :

Целью данной работы является : изучить особенности формирования голоса у старших дошкольников и предложить профилактические меры по охране и развитию детского голоса .

Предмет исследования :– профилактическая работа по развитию голосовых возможностей у детей старшего дошкольного возраста .

Задачи исследования следующие :

1. Изучить теоретические источники по проблеме исследования и дать оценку ее состоянию на современном этапе.

3. Рразработать направления комплексной работы по профилактике нарушений голоса у дошкольников , по развитию их основных качеств.

Основные этапы и методы исследования

Изучение и анализ теоретических источников по данной проблеме, а также оценка ее состояния на современном этапе

Использование наблюдения и проведение бесед в условиях свободного общения и на специально организованных занятиях.

Проведение констатирующего эксперимента.

Проведение количественного и качественного анализа полученных данных.

Проблему формирования и развития голоса рассматривали учены различных специальностей : лингвисты, психолингвисты, логопеды, фониатры, сурдопедагоги. Можно выделить работы Алмазовой Е. С., Вильсона Д., Дмитриева Л. Б., Ермаковой И. И., Жинкина Н. И., Лавровой Е. В., Максимова И. А., Таптаповой С. Л., Телеляевой Л. М., Хватцева М. Е. и мн., др.

Констатирующий эксперимент проводился в МБДОУ № 18 комбинированного вида «Кораблик» Московской обл., Ленинского р-на.

Выборку исследования составили 10 детей из подготовительной группы (возраст 6-7 лет ) .

Диаграмма. При осмотре фониатром было выявлено :

1. ребёнка страдают аллергическим ринитом, 1 ребенок – хроническим тонзиллитом, 2 ребенка – хроническим бронхитом. Обнаружено искривление носовой перегородки (1 чел.) и аденоиды (1 чел.) .

2. Детей с гипертонусными нарушениями – 8 чел ., или 80,0% выборки.

В момент фонации у них наблюдалось «наползание» одной голосовой складки на другую , небольшое утолщение вестибулярных складок. Среди этих детей у одного ребенка обнаружено разрастание аденоидов. .

3. Фонастения – у 1 чел. (10,0%) . Патологических изменений в гортани нет. При фонации оставалась незначительная щель в виде прямой линии по всей длине, что свидетельствовало о физиологическом для данного возраста механизме голосообразования . В отношении близлежащих областей ребенок здоров.

На основании данных графика (логопедического обследования) можно сказать, что высота тона голоса у детей нарушена в 100 ,0% случаев. Патология тонового диапазона выявлена у 80,0% детей . Сила голоса и динамический диапазон нарушены у 100 ,0% детей (слабый голос , суженный диапазон) . Тембр голоса нарушен у 90 ,0% детей (сиплый, хриплый тембр) . Время фонации снижено у 80,0% детей . Нарушения в артикуляционном аппарате (короткая уздечка, нарушение прикуса ) – у 30,0% детей . Напряжение мышц шеи и плечевого пояса, связанное с голосообразованием , отмечено у 60,0% детей . Неправильное фонационное дыхание – у 70,0% детей

Комплексная работа специалистов по профилактике нарушений голоса у старших дошкольников

Блоки закреплены за определенным специалистом и взаимодействуют друг с другом.

1. Психотерапия, релаксация.

2. Коррекция физиологического дыхания.

3. Тренировки артикуляционного аппарата.

4. Постановка фонационного дыхания.

5. Активизация нервно-мышечного аппарата гортани.

7. Функциональные тренировки для развития силы, высоты, тембра голоса .

8. Закрепление полученных навыков правильного голосоведения (произнесение связных текстов, вокальные упражнения) .

Выводы :

Мы считаем,что комплексная работа по профилактике нарушений голоса у дошкольников , позволяет не только исправить нарушения голоса , но и повысить природные возможности голоса , сделать его более выносливым, что несомненно благоприятно скажется на дальнейшем успешном обучении детей в школе .

Публикации по теме:

Профилактику дисграфии нужно проводить как можно раньше, с того момента, когда ребенок начинает знакомиться с графическим изображением букв.

«Профилактика плоскостопия детей младшего дошкольного возраста.» Профилактика плоскостопия. (комплекс упражнений) 1. Хождение по кругу: - на носочках (1 мин.) -на пяточках (1 мин.) - на внутренней части.

Физкультурный досуг для детей старшего дошкольного возраста, имеющих зрительные нарушения «Путь к Олимпийской мечте» Методическая разработка - физкультурный досуг для детей старшего дошкольного возраста, имеющих зрительные нарушения "Путь к Олимпийской.

Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и.

Родительское собрание в форме мастер-класса «Профилактика плоскостопия и нарушения осанки» - Здравствуйте уважаемые родители, меня зовут Анастасия Игоревна, я являюсь инструктором по физической культуре у ваших детей. У нас мастер-класс.


Для произнесения звуков речи, как физиологического акта, необходимо нормальное строение и координация функций как центрального, так периферического речевых аппаратов, а для восприятия речи на слух нормальное состояние слуховой сенсорной системы.

Что необходимо знать о становлении детского голоса?

Развитие детского голоса условно делится на несколько периодов: дошкольный до 6-7 лет, домутационный от 6-7 до 13 лет, мутационный 13-15 лет и послемутационный 15-17 лет. Фонация детьми дошкольного возраста осуществляется за счет краевого натяжения голосовых складок и диапазон звучания составляет 5-6 нот.

В домутационном периоде параллельно с ростом органов голосо-образования заканчивается развитие рецепторного аппарата гортани. Детский голос постепенно развивается и его диапазон расширяется до 11-12 нот.

Мутация голоса (переход детского голоса во взрослый) наблюдается в период полового созревания в 13-15 лет. У мальчиков голосовой аппарат в это время растет быстро и неравномерно, у девочек гортань развивается замедленно. В период полового созревания мужская и женская гортани приобретают четкие отличительные особенности.

У мальчиков начинает увеличиваться щитовидный хрящ, образуя выпуклость по шее — «адамово яблоко», голосовые связки удлиняются в 1,5 раза (у девочек на 1/3). Мутация может протекать медленно, тогда голос меняется постепенно. При остром течении мутации голос у мальчиков понижается на октаву, появляется охриплость, звуки басового тембра внезапно соскальзывают на фальцет. Происходит «ломка» голоса. Продолжительность этого периода от одного-нескольких месяцев до 2-3 лет.


В этот период характерно покраснение голосовых связок, слизистой оболочки всей гортани, иногда появляется несмыкание голосовых связок, отмечаются нарушения координации мышц гортани, дыхания и голосообразования. В это время голос страдает более всего.

Голосовой режим во время мутации назначается индивидуально в зависимости от остроты протекающего процесса. При сильном отеке слизистой оболочки гортани может быть рекомендовано полное молчание. В период мутации необходимо щадить голосовой аппарат подростка. Речевая нагрузка должна быть умеренной, нельзя перенапрягать, форсировать голос. Подростку следует помочь научиться спокойно, постепенно овладевать голосом взрослого человека. Для облегчения периода мутации полезно дозировать физические нагрузки, правильно распределять труд и отдых подростка.


Различные заболевания и травматические повреждения гортани и голосовых связок, нарушение резонаторной системы, болезни органов дыхания, заболевания сердечно-сосудистой системы, эндокринные расстройства, нарушение слуха, вредные факторы могут привести к расстройствам голоса.

Для предупреждения различных голосовых расстройств очень важна охрана и воспитание голоса с раннего детства. Каждый педагог должен знать, что развитие голоса идет постепенно, что детский голосовой аппарат еще слаб и форсирование голоса может нанести непоправимый вред. Крикливое пение в диапазоне, не соответствующем детскому голосу, вызывает перенапряжение голосового аппарата, что может привести к функциональным и органическим нарушениям. Дети с раннего возраста должны слышать мягкие, мелодичные голоса с точными и выразительными интонациями. Обладая большой подражательностью, они легко усваивают интонацию и способ голосоподачи окружающих их взрослых.

Итак, первое правило — не кричать! Приучайтесь говорить сдержанно, требуя того же от ребенка. Не стоит разговаривать на улице в сильный мороз. Не старайтесь перекричать шум (производственный или транспортный): если нет острой необходимости сказать что-то немедленно, лучше подождать, пока шум стихнет или вы сами окажетесь в более тихом месте.

Для правильного формирования речи ребенок должен развиваться в обстановке нормального речевого окружения. Речь родителей, педагогов должна быть четкой и грамматически правильной. Недопустимо подлаживание под детскую речь («сюсюканье»), потому что ребенок привыкает к неправильному произнесению слов. Нужно учить ребенка говорить не спеша, громко, но без крика, чтобы не возникало перенапряжение голосовых складок, ведущее к нарушению голоса.

Ни в коем случае нельзя перенапрягать голос при заболеваниях дыхательных путей, не только в разгар болезни, но и когда дело идет на поправку. Следует остерегаться простудных заболеваний. Наблюдения показывают, что отрицательное влияние на голосовой аппарат оказывают «малые простуды», при которых люди продолжают работать, напрягая голос.

Необходимо учить детей дышать носом, как сказано выше, носовое дыхание обеспечивает согревание, увлажнение и очищение вдыхаемого воздуха. Нарушение носового дыхания (затруднение или полное его выключение при заболеваниях) оказывает негативное влияние на деятельность нервной системы детей, приводит к развитию закрытой ринолалии. Не рекомендуется самостоятельно, без назначений врача-специалиста закапывать в нос разнообразные препараты «от насморка» так как многие лекарства не используются в детской практике или применяются только у детей старшего возраста, поскольку они могут повредить слизистую оболочку носа.


На голос влияет и пища, раздражающая, содержащая пряности, много соли и уксуса. Учтите, что излишняя полнота вредна не только сама по себе, но и на голосе отражается. Для охраны голоса лицам голосоречевых профессий необходимо помнить, что курение, алкоголь, злоупотребление горячей и сильно охлажденной пищей недопустимы, т. к. при этом раздражается слизистая оболочка глотки и гортани.

Для профилактики воспалительных заболеваний верхних дыхательных путей следует избегать переохлаждения и закаливать организм детей. Закаливание водой, воздухом, солнцем оказывает стимулирующее влияние на весь организм, снижает его чувствительность к низким температурам, простудным инфекционным заболеваниям. Необходимо проводить санитарно-просветительскую работу в дошкольных учреждениях, школах, с родителями по разъяснению причин, способствующих возникновению заболеваний.

Не приходится говорить о крайне отрицательном влиянии табака. Замечено, что и употребление пива сказывается на голосе отрицательно.

Особого внимания требует 4—5-летний ребенок, когда он начинает петь. Исполнение песенок не должно выходить за пределы допустимой громкости, иначе это может вести не только к хрипоте, но и к более значительным, стойким нарушениям голоса. Нам приходится встречаться с фактами, когда родители разрешают детям, что называется, орать во весь голос. Заметим, что дети, поющие в хорах, равно как и ученики музыкальных школ, должны быть под постоянным наблюдением врачей-специалистов... Когда голос начинает «ломаться» в период мутации (в 13—14 лет у девочек, в 14—15 лет у мальчиков), даже громкое чтение вслух должно быть запрещено. Если вдруг голос исчезает, требуется сохранять полное молчание в течение 2—3 дней, разрешается говорить иногда шепотом. При перегрузке голоса могут появиться узелки на голосовых складках.

Большое значение для нормального развития речи имеет состояние слуха ребенка, поэтому необходимо раннее выявление малейших недостатков слуховой функции. Для устранения дефектов голоса и речи необходимо своевременное обращение к врачам-специалистам, а также проведение специальных упражнений под руководством логопедов, .


Полноценная деятельность педагогов во многом зависит от работоспособности их голосового аппарата, умения правильно и эффективно использовать его в профессиональных целях. Способность владения своим голосом для этой категории специалистов является не менее важной и существенной, чем высокий профессиональный уровень.

Быть достаточно сильным и выносливым для интенсивной ежедневной работы в течение нескольких часов на протяжении десятилетий;

Достаточно широким по диапазону, т. е. не менее октавы;

Речь должна быть разборчивой, ясной, эмоциональной, гибкой и мелодичной.

Кроме того, педагог должен уметь самостоятельно адекватно оценивать свои голосовые возможности, не допускать перенапряжения голосового аппарата, при необходимости своевременно обратиться за помощью к специалистам — фониатру и логопеду.

1. Правильно выстраивать занятия, чередовать периоды нагрузки и отдыха.

2. Избегать форсированного звука, твердой атаки звука, визга, крика.

3. Избегать длительной, монотонной речи, ведущей к накоплению статического напряжения, шепотной речи.

4. Отказаться от курения, алкоголь употреблять умеренно.

5. Исключить по возможности побочные шумы в аудитории при речевых нагрузках.

6. Своевременно лечить ОРЗ, трахеиты, по возможности брать освобождение от работы на это время.

7. Работать в чистых помещениях, с достаточной .

8. Избегать контакта с пылью и вредными химическими веществами.

9. Избегать резких температурных перепадов, употребления холодных напитков при перегревании.

10. Проводить общеукрепляющие, закаливающие процедуры.

11. При заболеваниях лор-органов – своевременно и безотлагательно обращаться к специалистам.

Самой радикальной мерой по предотвращению заболеваний голосового аппарата можно считать постановку речевого голоса.

Таким образом, правильное речевое дыхание и бережное отношение к своему голосовому аппарату – это залог полноценной лиц речевых профессий.