Сайт о диарее и расстройстве желудка

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка. Практические рекомендации родителям ребенка с сдвг Рекомендации родителям детей с сдвг дошкольники

Когда вы нашли лекарство, которое действительно помогает, убедитесь, что ребенок принимает его регулярно, каждый день. Детям не нужно делать перерывы в приеме лекарств, и они могут с уверенностью употреблять их каждый день. Некоторые родители дают лекарство только перед школой, а по вечерам, на выходных и каникулах ребенок его не принимает. На самом деле это сильно ему вредит: он нуждается в лекарствах во время того, как ему нужно выполнять домашнее задание, заниматься дополнительной деятельностью, делать работу по дому, общаться с братьями, сестрами и сверстниками и даже наслаждаться отдыхом.

Установите четкое расписание. Составьте распорядок дня и недели ребенка и повесьте его на стену. Все должно быть расписано: от момента, когда ребенок встает, и до того, как он ложится спать. Дети с СДВГ ведут себя намного лучше, когда знают, что и за чем они будут делать.

Установите систему вознаграждений за хорошее поведение. Для детей с СДВГ хорошее поведение – это тяжелый труд. Некоторые полагают, что за хорошее поведение не стоит вознаграждать, и его нужно воспринимать как должное, но для детей, страдающих СДВГ, это одна из труднейших задач. Если за хорошее поведение ребенок не получит никакого вознаграждения, он решит, что так вести себя не стоит. Не забывайте, что ребенок с СДВГ не просто хочет внимания, а нуждается в нем. Как правило, получить внимание за плохое поведение очень просто и быстро, а вот по хорошему поводу внимание труднее заслужить, и гарантий, что ты его получишь, намного меньше. Вам нужно сделать так, чтобы награду за хорошее поведение можно было гораздо легче получить, чем наказание за непослушание.

Убедитесь, что ваша система вознаграждений подходит ребенку с СДВГ. Он не сможет хорошо себя вести всю неделю в надежде получить вознаграждение в пятницу. Награды ему нужно давать сразу же и как можно чаще. Установите систему баллов и регулярно (часто и каждый день) вознаграждайте ими ребенка за хорошее поведение, например, когда он начинает делать домашнее задание или обязанности по дому, во время выполнения задания, когда он закончил его делать, хорошо поигрался с братом или сестрой, спокойно приготовился лечь спать и, по сути, за любое другое поведение, которое вы хотите выработать и улучшить.

  • Установите не только систему баллов, но и поощрений, которые ребенок получит взамен на баллы. Небольшое количество баллов он сможет обменять на маленькое вознаграждение, например, на особое время для игры с отцом, дополнительные 10 минут просмотра телевизора, особое угощение после ужина. Ребенок может также сэкономить баллы, чтобы потом обменять их на более крупное вознаграждение, например, на ночевку у друга, прогулку на целый день и др. Пусть у вас будет большое разнообразие вознаграждений, чтобы ребенку было интересно. С возрастом должны меняться и награды.
  • Если награды не действуют, вы должны знать, что делать. Если система вознаграждений не дает своих плодов, значит, ребенок уже имеет слишком много привилегий, и вознаграждения для него не являются стимулом. Вам нужно обеспечить ребенка всем необходимым, например, едой, одеждой и т. д., но не нужно давать ему много привилегий (например, разрешать смотреть телевизор), если он их не заработал.

    Когда ваш ребенок заработал баллы или вознаграждения, никогда не отнимайте их у него за плохое поведение. Отделите награды от дисциплины. Если ребенок с СДВГ тяжело работал, чтобы получить баллы, и затем потерял их, он может перестать стремиться к вознаграждениям и будет чувствовать, что это бесполезно.

    Когда вам нужно поговорить с ребенком, убедитесь, что его внимание целиком обращено на вас. Назовите ребенка по имени и подождите, пока он не отреагирует и не посмотрит на вас. Не давайте ему указаний, когда он чем-то занят, например, смотрит телевизор. Подождите, пока ребенок не отведет взгляд от экрана, или на минутку выключите его. Говорить с ребенком нужно вблизи, на маленьком расстоянии. Если вы будете ему что-то кричать, когда он играется в бассейне, это не сработает. Сначала отведите его в сторону, затем говорите.

    Разговаривая с ребенком, используйте как можно меньше слов. Дети с СДВГ не могут долго концентрировать свое внимание – для этого им нужно приложить немало усилий. Чем меньше вы скажете, тем больше они услышат. Давайте им указания одним максимум предложением.

    Если ребенок плохо себя ведет, сделайте три вещи, о которых будет говориться ниже. Очень важно всегда использовать одну и ту же систему. Если вы каждый раз будете делать разные вещи, ребенок постоянно будет вас испытывать, чтобы увидеть, как вы будете себя вести. Всегда используйте одну и ту же последовательность действий, чтобы они стали предсказуемыми и ребенок всегда знал, что произойдет, если он не будет слушаться. Таким образом, ваш ребенок не будет вас постоянно испытывать.

    • Первый шаг – замечание. Используйте этот шаг, когда ребенок начинает плохо себя вести. Вам нужно просто сделать ему замечание. Как правило, ребенок с СДВГ либо не представляет, что он делает, либо думает, что никому до этого нет дела или никто этого не замечает. Если вам не нравится поведение ребенка, скажите ему об этом. Сначала вам нужно привлечь его внимание, затем прикажите ему что-то сделать, а не прекратить так себя вести. Например: «Саша, убери руки». На этом этапе не нужно угрожать ребенку: скажите, какого поведения вы ожидаете от него.
    • Второй шаг – предупреждение. Если ребенок тотчас не перестает себя плохо вести, переходите ко второму шагу и предупредите его, что случится, если он и дальше не будет слушаться. Всегда давайте только одно предупреждение.
    • Третий шаг – последствия. Самое эффективное последствие плохого поведения для ребенка с СДВГ – это на время запретить ему играть. Это наказание действует немедленно и быстро, что, по сути, необходимо для ребенка с СДВГ. Ему сразу же станет скучно, и он не захочет тихо сидеть на одном месте, так что для детей с таким диагнозом это намного более жестокое наказание, чем для обычных детей. Этот способ можно использовать многократно, причем в любом месте.
  • Установите четкие границы, в пределах которых ребенок будет отбывать наказание. Выберите в доме место и придумайте для него название. Убедитесь, что это скучный уголок, в котором ребенок не сможет веселиться, играться и получать чье-то внимание. Конкретно говорите ребенку, куда ему нужно идти, чтобы отбывать наказание. Если ребенок с СДВГ не поймет, что ему нужно делать, он, как правило, будет демонстративно выражать свое непослушание.

    Не ждите, что система сразу же сработает. Ее понадобится закреплять снова и снова, пока ребенок окончательно не поймет, что к чему. Представьте, что он находится на огороженной площадке. Обычный ребенок посмотрит вокруг себя, попробует выломать ворота и поймет, что он не сможет выбраться. Тогда ребенок успокоится. Дети с СДВГ будут биться в ворота, пытаться перелезть через забор, выкопать проход под оградой, искать какую-то лазейку, пробовать перепрыгнуть через забор и будут повторять все снова и снова, перед тем как поймут, что за границы им не выбраться. Они будут испытывать ваше терпение и вам придется быть строгим.

    Научитесь разговаривать с ребенком. У детей с СДВГ буквально «нет тормозов». Если вы хотите, чтобы они изменили свое поведение, скажите, что им нужно сделать, а не что им следует прекратить. Например, вместо того, чтобы сказать «не беги», скажите «иди медленнее». Им очень трудно перестать что-либо делать и заменить свое поведение чем-то другим. Вместо этого укажите им, на каком занятии нужно сосредоточиться.

    Никогда не игнорируйте плохое поведение. Ребенок не исправится сам, если не обращать внимания на его плохое поведение. Оно будет становиться все хуже и хуже, пока ребенок не станет полностью неконтролируемым. Устраните проблему в самом начале.

    Избегайте вредной и жирной пищи. Если ребенок с СДВГ употребляет такие продукты, большинство способов повлиять на его поведения будут безуспешными. Очень часто такая еда содержит химические вещества, которые негативно влияют на работу той части мозга, которая у детей с СДВГ является проблемной. Из-за этого вредная пища может привести к появлению у здорового ребенка СДВГ, а также ухудшить состояние детей с этим диагнозом. Не давайте ребенку продукты с усилителями вкуса, красителями, консервантами, химическими добавками, а также избегайте жирной и вредной пищи. Часто последствия употребления таких продуктов проявляются до трех дней. Сейчас дети едят их в таком количестве, что у многих эти последствия проявляются постоянно.

    ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМАНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
    ПО ОБУЧЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ С СДВГ

    Улучшение состояния ребенка зависит от доброго, спокойного и последовательного поведения родителей. В семье необходимо сохранять доброжелательную обстановку, проявлять терпение, заботу и мягкое руководство деятельностью ребенка Забота и правильная организация деятельности оптимизирует развитие ребенка, предотвращает отклонения или осложнения.
    Терпение, последовательность и настойчивость – основные принципы, которых должны придерживаться родители детей с СДВГ.
    Процесс коррекции требует системного подхода: медицинского, педагогического, психологического и наступление улучшений возможно через определенный период времени.

    Первая группа – внешняя сторона поведения близких к ребенку людей.

    1.Важно создать позитивную модель отношения к ребенку. Психологические особенности детей таковы, что порог чувствительности к отрицательным стимулам низок, поэтому они не восприимчивы к выговорам и наказаниям, но легко откликаются на малейшую похвалу.
    2.Избегать двух крайностей:

    1) чрезмерной мягкости и вседозволенности,

    2) постановка завышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жесткостью и санкциями. Авторитарный стиль (в том числе телесные наказания) и мягкий стиль воспитания не являются эффективными.
    3.Следует использовать твердое «нельзя», а также правила, которые вы обсудили с ребенком и разъяснили их. При этом однажды попустительское отношение к правилам со стороны родителей приведет к их несоблюдению в дальнейшем. Если приняли правила, то соблюдайте и осуществляйте контроль.
    4.Окрики и постоянные наказания приводят к закреплению отрицательных реакции и формирования негативного отношения. При неправильном поведении ребенка предложите ему альтернативную форму поведения: «Нельзя рисовать на обоях, но если ты хочешь рисовать, то давай прикрепим к стене лист бумаги».
    5.Эмоционально поддерживайте детей во всех попытках конструктивного, позитивного поведения, какими бы незначительными они не были. Придерживайтесь «позитивной модели». Ребенка необходимо поощрять за целенаправленную, сосредоточенную деятельность, хвалить в каждом случае когда ему удалось довести начатое дело до конца. Самое вредное для здоровья и бессмысленное для обучения - не выпускать ребенка из-за стола, пока все уроки не будут сделаны, и ругать его при этом за то, что он постоянно отвлекается
    6.Следите за своей речью, говорите спокойно. Гнев и возмущение плохо поддается контролю. Выражая недовольство, не манипулируйте чувствами ребенка (пример: «если ты не сделаешь это, то я не буду тебя любить»), не унижайте его. Сдерживать бурные эмоциональные реакции, особенно если вы огорчены или недовольны поведением ребенка.
    7.Вводите правила поведения без споров. Объясните ребенку, почему его возражения не обоснованы и как это правило принесет пользу. Не нужно стремиться оставить за собой последнее слово. Спокойно прекратите спор. Через некоторое время вновь повторите правило.
    8.Ребенок должен знать заранее какого поведения от него ждут. Он должен осознавать последствия в случае хорошего и плохого поведения. Последствия должны наступать так скоро на сколько это возможно. При этом следует предусмотреть больше позитивных поощрений, чем наказаний. Дети, которые постоянно слышат в свой адрес порицания становятся неуверенными и агрессивными.
    9.При взаимодействии с ребенком гораздо эффективнее не ругать за нежелательное поведение, а поощрять за желаемое. Для закрепления успеха вести «Дневник успеха», где отмечать ежедневные достижения.

    Вторая группа – организация среды и окружающей обстановки в семье

    10.Введение режима дня, который будет повторяться каждый день. Он должен быть стереотипный, но не скучный! Обсудить с ребенком и оформить его в виде стэнда, стенгазеты, в картинках. Составлять списки необходимых дел, использовать записки с напоминаниями.
    11.Выработать систему немедленного поощрения - жетонная терапия. Определить поступки за которые ребенок будет получать балл/жетон, а также что в результате накопления того или иного количества он сможет получить. При этом речь идет не о наказании, а об отсутствии поощрения.
    12.Дома у ребенка обязательно должна быть возможность работать в том ритме, в котором работает его мозг. Родители легко могут подстроить выполнение домашних заданий под этот ритм. Как только ребенок начинает перебирать карандаши, менять ручки, снимать-одевать тапки или "мечтательно" смотреть в пространство, надо сразу прекращать занятия, не пытаясь вернуть ребенка к деятельности, даже если он позанимался всего 10 минут. Необходимо оставить ребенка в покое, поговорить с ним о чем-нибудь постороннем и минут через 5 вернуться к урокам. Делать перерывы при выполнении домашних заданий (игры с движением, физкультминутки, массаж).
    13.Стараться выполнять задания в первой половине дня. Перед выполнением сложных заданий дать почувствовать успех - очень легко задание, с которым он справится хорошо. Затем преступать к сложным заданиям. Заканчивать чем-то легким.
    14.Организовать пространство в комнате, сделать комнату предсказуемой и стабильной. Убрать лишние раздражители отвлекающие внимание; стул и стол должен соответствовать физиологическому развитию, так чтобы ноги не подворачивались и не болтались под стулом, а стояли на полу.
    15.Используйте цветовые обозначения для организации пространства. Обозначьте ящики разными цветами для разных целей: игрушки, учебные принадлежности, одежда.
    16.При выполнении заданий просить ребенка повторить инструкцию, задание.
    17.Не рекомендуется читать длинные нотации – они не будут выслушаны до конца. Объяснить, что за выполнение задания он получит поощрение, в обратном случае будет лишен того, что ему интересно
    18.Определите для ребенка круг обязанностей, а их исполнение держите под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жестко. Хвалить и отмечать каждый раз задания, выполненные в срок и хорошо, а также старательные попытки, даже если результаты далеки от совершенства. Создавайте ситуации, где ребенок может чувствовать себя успешно.
    19.Использовать тактильный контакт как метод привлечения внимания.
    20.Используйте зрительную стимуляцию (листовки-памятки) для подкрепления устных инструкций. Работа ребенка должна быть продумана и организована взрослыми так, чтобы представлять из себя четкую последовательность конкретных деятельностей, между которыми можно было бы отдохнуть. Каждую деятельность необходимо представить четкой короткой инструкцией, вынесенной вовне в виде рисунка или схемы и находящейся перед глазами ребенка. Инструкции должны быть короткие (или разделены на короткие самостоятельные части) еще и для того, чтобы хватало объема оперативной памяти и не происходило выпадения, "замен" и перестановок частей информации.
    21.После школы желателен дневной сон, обязательно отдых от группового общения, периоды относительного одиночества для снятия перевозбуждения и дезорганизации умственной деятельности.
    22.Основную роль до нормализации мозговой деятельности играют домашние занятия. Дома необходимо не только выполнять домашние задания, но и повторять материал, пройденный в классе, чтобы проверить, все ли понято ребенком правильно, и не осталось ли вообще пропущенным что-либо существенное. Очень полезно рассказывать ребенку заранее содержание предстоящего урока, чтобы ему легче было включиться в классе, и вынужденные "отключения" не нарушали общее понимание того, что объясняет учитель.
    23.Оставлять возможность для самостоятельной деятельности и выполнению заданий. Можно помогать в виде планирования и проговаривания конкретных шагов достижения цели.
    24.Проблема дисциплины частично решается и в том случае, если есть возможность оборудовать класс специальными партами, рассчитанными на одного человека. Когда дети сидят по одному, они меньше обращаются друг к другу, больше сосредотачиваясь на объяснении учителя и вступая с ним в разговоры.
    25.Родителям (или кому-то из взрослых) желательно находиться рядом с ребенком во время выполнения домашнего задания, чтобы возвращать его к занятиям (сам он этого может и не делать). Очень важно сохранять при этом спокойствие, не раздражаться и не нервировать ребенка. Лучше, если ребенок будет работать с черновиком, но прежде, чем переписывать задание в тетрадь, дайте ему отдохнуть. Само переписывание тоже надо осуществлять с перерывами.
    26.Предоставьте возможность расходовать избыточную энергию: физическая активность, длительные прогулки на воздухе, бег, спорт, игры, но не переусердствовать. При постоянной физической нагрузке снижается стресс-реакция, повышается моторный контроль, в целом адаптивные способности организма, регулярные тренировки дисциплинируют. Это может быть: ритмика, хореография, танцы, теннис, плаванье, восточные единоборства.
    27.Не следует перегружать ребенка занятиями в различных кружках и студиях, особенно в таких, где значительны нагрузки на память, внимание, вероятно физическое переутомление, а также если ребенок особой радости от этих занятий не испытывает

    Третья группа – активное взаимодействие ребенка с близким взрослым, на развитие способности ребенка и взрослого почувствовать друг друга, сблизиться эмоционально.
    Важно наладить нормальную эмоциональную насыщенную жизнь ребенка, снять напряжение, приблизиться друг к другу, почувствовать желания и потребности.
    Важно проводить совместный досуг, устраивать праздники, уделять время для эмоциональных игр.

    Для подготовки рекомендаций использовались материалы:
    1) Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К., Чутко Л.С. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь. Речь, 2007.
    2) Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. М., 2005

    Статья с сайта


    или СДВГ – это самая распространенная причина нарушения поведения и проблем в учебе у детей дошкольного возраста и школьников.

    Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка – расстройство развития, проявляющееся в нарушении поведения. Ребенок с СДВГ непоседливый, проявляет «бестолковую» активность, не может усидеть на занятиях в школе или детском саду, не станет заниматься тем, что ему неинтересно. Он перебивает старших, играет на уроках, занимается своими делами, может залезть под парту. При этом ребенок правильно воспринимает окружающее. Он слышит и понимает все указания старших, однако не может выполнять их инструкции из-за импульсивности. Несмотря на то, что ребенок понял задание, он не может довести начатое до конца, не в состоянии планировать и предвидеть последствия своих поступков. С этим связан высокий риск получить бытовую травму, потеряться.

    Неврологи рассматривают синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка, как неврологическое заболевание. Его проявления не являются результатом неправильного воспитания, запущенности или вседозволенности, они следствие особой работы мозга.

    Распространенность . СДВГ обнаруживается у 3-5% детей. Из них 30% «перерастают» заболевание после 14 лет, еще около 40% приспосабливаются к нему и обучаются сглаживать его проявления. Среди взрослых этот синдром обнаруживают лишь у 1%.

    У мальчиков синдром дефицита внимания и гиперактивности диагностируют в 3-5 раз чаще, чем у девочек. Причем у мальчиков синдром чаще проявляется деструктивным поведением (непослушанием и агрессией), а у девочек невнимательностью. По данным некоторых исследований заболеванию больше подвержены светловолосые и голубоглазые европейцы. Интересно, что в разных странах уровень заболеваемости значительно отличается. Так, исследования, проведенные в Лондоне и штате Теннесси, выявили СДВГ у 17% детей.

    Типы СДВГ

    • Дефицит внимания и гиперактивность выражены в равной степени;
    • Преобладает дефицит внимания, а импульсивность и гиперактивность проявляются незначительно;
    • Преобладает гиперактивность и импульсивность, внимание нарушено незначительно.
    Лечение . Основные способы – педагогические меры и психологическая коррекция. Медикаментозное лечение применяется в тех случаях, когда другие методы оказались неэффективны, поскольку используемые препараты обладают побочными эффектами.
    Если оставить синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка без лечения повышается риск развития :
    • зависимости от алкоголя, наркотических веществ, психотропных лекарственных средств;
    • трудностей с усвоением информации, которые нарушают процесс обучения;
    • высокой тревожности, которая приходит на смену двигательной активности;
    • тиков – повторяющихся подергиваний мышц.
    • головных болей;
    • антисоциальных изменений – склонности к хулиганству, воровству.
    Спорные моменты. Ряд ведущих специалистов в области медицины и общественных организаций, среди которых Гражданская комиссия по правам человека, отрицает существование синдрома дефицита внимания и гиперактивности у ребенка. С их точки зрения проявления СДВГ считаются особенностью темперамента и характера, поэтому не подлежат лечению. Они могут быть проявлением естественной для активного ребенка подвижности и любознательности, либо протестным поведением, которое возникает в ответ на психотравмирующую ситуацию – жестокое обращение, одиночество, развод родителей.

    Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка, причины

    Причину синдрома дефицита внимания и гиперактивности у ребенка установить не удается. Ученые убеждены, что болезнь провоцирует сочетание нескольких факторов нарушающих работу нервной системы.
    1. Факторы, нарушающие формирование нервной системы у плода, которые могут привести к кислородному голоданию или кровоизлиянию в ткань мозга:
    • загрязнение окружающей среды, высокое содержание вредных веществ в воздухе, воде, продуктах питания;
    • прием женщиной во время беременности лекарственных препаратов;
    • воздействие алкоголя, наркотиков, никотина;
    • инфекции, перенесенные матерью во время беременности;
    • конфликт по резус-фактору – иммунологическая несовместимость;
    • угроза выкидыша ;
    • асфиксия плода;
    • обвитие пуповиной;
    • осложненные или стремительные роды, приведшие к травмированию головы или позвоночника плода.
    1. Факторы, нарушающие работу мозга в младенческом возрасте
    • заболевания, сопровождающиеся температурой выше 39-40 градусов;
    • прием некоторых лекарственных средств, оказывающих нейротоксическое действие;
    • бронхиальная астма , пневмония ;
    • тяжелые заболевания почек;
    • сердечная недостаточность , порок сердца .
    1. Генетические факторы . Согласно этой теории, 80% случаев синдрома дефицита внимания и гиперактивности связано с нарушениями в гене, который регулирует выделение дофамина и работу дофаминовых рецепторов. Результатом становится нарушение передачи биоэлектрических импульсов между клетками мозга. Причем болезнь проявляется в том случае, если помимо генетических отклонений присутствуют неблагоприятные факторы окружающей среды.
    Неврологи считают, что эти факторы способны вызвать повреждение на ограниченных участках мозга. В связи с этим некоторые психические функции (например, волевой контроль над импульсами и эмоциями) развиваются несогласованно, с опозданием, что вызывает проявления болезни. Это подтверждает факт, что у детей с СДВГ обнаруживалось нарушение обменных процессов и биоэлектрической активности в передних отделах лобных долей мозга.

    Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка, симптомы

    Ребенок с СДВГ одинаково проявляет гиперактивность и невнимательность дома, в детском саду, в гостях у незнакомых людей. Не бывает ситуаций, в которых бы малыш вел себя спокойно. Этим он отличается от обычного активного ребенка.

    Признаки СДВГ в раннем возрасте


    Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка, симптомы
    которого ярче всего проявляются в 5-12 лет, можно распознать в более раннем возрасте.

    • Рано начинают держать голову, сидеть, ползать, ходить.
    • Испытывают проблемы с засыпанием, спят меньше нормы.
    • Если утомляются, не занимаются спокойным видом деятельности, не засыпают самостоятельно, а впадают в истерику.
    • Очень чувствительны к громким звукам, яркому свету, незнакомым людям, смене обстановки. Эти факторы вызывают у них громкий плач.
    • Выбрасывают игрушки, еще до того, как успели их рассмотреть.
    Подобные признаки могут указывать на склонность к СДВГ, но они присутствуют и у многих беспокойных детей до 3-х лет.
    СДВГ накладывает отпечаток и на функционирование организма. Ребенок часто испытывает проблемы с пищеварением. Поносы – результат чрезмерной стимуляции кишечника вегетативной нервной системой. Аллергические реакции и кожные высыпания появляются чаще, чем у сверстников.

    Основные симптомы

    1. Нарушение внимания
    • Ребенок с трудом концентрирует внимание на одном предмете или занятии . Он не обращает внимания на детали, не в силах отличить главное от второстепенного. Ребенок пытается заниматься всеми делами одновременно: раскрашивает все детали не доводя до конца, читает текст, перескакивая через строчку. Это происходит, из-за того, что он не умеет планировать. При совместном выполнении заданий объясняйте: «Сначала сделаем одно, затем другое».
    • Ребенок под любым предлогом пытается избежать рутинных дел , уроков, творчества. Это может быть тихий протест, когда ребенок убегает и прячется, или истерика с криком и слезами.
    • Выражена цикличность внимания. Дошкольник может заниматься одним делом 3-5 минут, ребенок младшего школьного возраста до 10 минут. Затем на протяжении такого же периода нервная система восстанавливает ресурс. Часто в это время складывается впечатление, что ребенок не слышит речь, обращенную к нему. Затем цикл повторяется.
    • Внимание может быть сосредоточено, только если остаться с ребенком один на один . Ребенок более внимательный и послушный, если в комнате тишина и отсутствуют раздражители, игрушки, другие люди.
    1. Гиперактивность

    • Ребенок совершает большое количество нецелесообразных движений, большую часть которых он не замечает. Отличительный признак двигательной активности при СДВГ – ее бесцельность . Это может быть вращение кистями и стопами, бег, прыжки, постукивание по столу или по полу. Ребенок бегает, а не ходит. Карабкается на мебель. Ломает игрушки.
    • Разговаривает слишком громко и быстро . Он отвечает, не дослушав вопроса. Выкрикивает ответ, перебивая отвечающего. Говорит неоконченными фразами, перескакивая с одной мысли на другую. Глотает окончания слов и предложений. Постоянно переспрашивает. Его высказывания часто необдуманные, они провоцируют и обижают других.
    • Мимика очень выразительная . Лицо выражает эмоции, которые быстро появляются и исчезают - гнев, удивление, радость. Иногда кривляется без видимой причины.
    Установлено, что у детей с СДВГ двигательная активность стимулирует структуры мозга, отвечающие за мышление и самоконтроль. То есть, пока ребенок бегает, стучит и разбирает предметы, его мозг совершенствуется. В коре устанавливаются новые нейронные связи, которые в дальнейшем улучшат работу нервной системы и избавят ребенка от проявлений болезни.
    1. Импульсивность
    • Руководствуется исключительно своими желаниями и выполняет их незамедлительно. Действует по первому побуждению, не обдумывая последствий и не планируя. Для ребенка не существует ситуаций, в которых он должен сидеть спокойно. На занятиях в детском саду или в школе он вскакивает и бежит к окну, в коридор, шумит, выкрикивает с места. Забирает у сверстников понравившуюся вещь.
    • Не может выполнять инструкции , особенно состоящие из нескольких пунктов. У ребенка постоянно появляются новые желания (импульсы), которые мешают довести до конца начатое дело (сделать домашнее задание, собрать игрушки).
    • Не способен ждать или терпеть . Он должен немедленно получить или сделать то, что ему хочется. Если этого не происходит, он скандалит, переключается на другие дела или выполняет бесцельные действия. Это ярко заметно на занятиях или при ожидании своей очереди.
    • Перепады настроения случаются каждые несколько минут. Ребенок переходит от смеха к плачу. Вспыльчивость особенно характерна детям с СДВГ. Рассердившись, ребенок швыряет предметы, может завязать драку или испортить вещи обидчика. Он сделает это сразу, не обдумывая и не вынашивая плана мести.
    • Ребенок не чувствует опасности. Он может совершать поступки, опасные для здоровья и жизни: взобраться на высоту, гулять по заброшенным зданиям, выходить на тонкий лед, потому что ему захотелось это сделать. Это свойство приводит к высокому уровню травм у детей с СДВГ.
    Проявления болезни связаны с тем, что нервная система ребенка с СДВГ слишком уязвима. Она не в состоянии осилить большой объем информации, поступающий из внешнего мира. Излишняя активность и недостаток внимания – попытка защититься от непосильной нагрузки на НС.

    Дополнительные симптомы

    • Трудности в обучении при нормальном уровне интеллекта. Ребенок может испытывать трудности с письмом и чтением. При этом он не воспринимает отдельные буквы и звуки или полностью не владеет этим навыком. Неспособность к изучению арифметики может быть самостоятельным нарушением или сопровождать проблемы с чтением и письмом.
    • Нарушения в общении. Ребенок с СДВГ может проявлять навязчивость по отношению к сверстникам и незнакомым взрослым. Он может быть слишком эмоциональным или даже агрессивным, что осложняет общение и установление дружеских контактов.
    • Отставание в эмоциональном развитии. Ребенок ведет себя излишне капризно и эмоционально. Он не терпит критики, неудач, ведет себя неуравновешенно, «по детски». Установлена закономерность, что при СДВГ происходит отставание на 30% в эмоциональном развитии. Например, 10-тилетний ребенок ведет себя как 7-милетний, хотя интеллектуально развит не хуже сверстников.
    • Негативная самооценка. Ребенок слышит за день огромное количество замечаний. Если при этом его еще и сравнивают со сверстниками: «Посмотри как хорошо себя ведет Маша!» это усугубляет ситуацию. Критика и претензии убеждают ребенка, что он хуже других, плохой, глупый, непоседливый. Это делает ребенка несчастным, отстраненным, агрессивным, прививает ненависть к окружающим.
    Проявления синдрома дефицита внимания связаны с тем, что нервная система ребенка слишком уязвима. Она не в состоянии осилить большой объем информации, поступающий из внешнего мира. Излишняя активность и недостаток внимания – попытка защититься от непосильной нагрузки на НС.

    Положительные качества детей с СДВГ

    • Активны, деятельны;
    • Легко считывают настроение собеседника;
    • Готовы на самопожертвование ради людей, которые им нравятся;
    • Не злопамятны, не способны затаить обиду;
    • Бесстрашны, им не свойственны большинство детских страхов.

    Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка, диагностика

    Диагностика синдрома дефицита внимания и гиперактивности может включать несколько этапов:
    1. Сбор информации – интервью с ребенком, беседа с родителями, диагностические опросники.
    2. Нейропсихологическое обследование.
    3. Консультация педиатра.
    Как правило, невролог или психиатр ставит диагноз на основании беседы с ребенком, проанализировав информацию от родителей, воспитателей и учителей.
    1. Сбор информации
    Большую часть информации специалист получает во время беседы с ребенком и наблюдения за его поведением. С детьми беседа проходит в устной форме. При работе с подростками врач может попросить заполнить бланк опросника, напоминающий тест. Дополнить картину помогает информация, полученная от родителей и учителей.

    Диагностический опросник – это список вопросов, составленный таким образом, чтобы собрать максимальное количество информации о поведении и психическом состоянии ребенка. Обычно он имеет вид теста с вариантами ответов. Для выявления СДВГ используются:

    • Диагностический опросник СДВГ для подростков Вандербильта. Существуют версии для родителей, педагогов.
    • Родительский симптоматический опросник проявлений СДВГ;
    • Структурированный опросник Коннерса.
    Согласно международной классификации болезней МКБ-10 диагноз «синдром дефицита внимания и гиперактивности» у ребенка ставится при обнаружении следующих симптомов:
    • Нарушение адаптации. Выражается несоответствием характеристикам нормальным для этого возраста;
    • Нарушение внимания, когда ребенок не может сосредоточить свое внимание на одном предмете;
    • Импульсивность и гиперактивность;
    • Развитие первых симптомов в возрасте до 7-ми лет;
    • Нарушение адаптации проявляется в различных ситуациях (в детском саду, школе, дома), при этом интеллектуальное развитие ребенка соответствует возрасту;
    • Данные симптомы сохраняются на протяжении 6-ти и более месяцев.
    Врач имеет право поставить диагноз «синдром дефицита внимания и гиперактивности» в том случае, если у ребенка обнаруживаются и прослеживаются на протяжении 6-ти и более месяцев минимум 6 симптомов невнимательности и минимум 6 симптомов импульсивности и гиперактивности . Эти признаки проявляются в постоянно, а не время от времени. Они выражены настолько, что мешают ребенку в обучении и повседневной деятельности.

    Признаки невнимательности

    • Не удерживает внимание на деталях. В работе допускает большое количество ошибок из-за небрежности и легкомыслия.
    • Легко отвлекается.
    • С трудом сосредоточивает внимание при игре и выполнении заданий.
    • Не слушает речь, обращенную к нему.
    • Не в состоянии довести до конца выполнение задания, сделать домашнюю работу. Не может придерживаться инструкции.
    • Испытывает трудности в выполнении самостоятельной работы. Нуждается в руководстве и контроле со стороны взрослого.
    • Сопротивляется выполнению заданий, которые требуют длительного умственного напряжения: домашних заданий, задач учителя или психолога. Избегает такой работы под разными поводами, выказывает недовольство.
    • Часто теряет вещи.
    • В повседневной деятельности проявляет забывчивость и рассеянность.

    Признаки импульсивности и гиперактивности

    • Совершает большое количество ненужных движений. Не может спокойно сидеть на стуле. Вертится, совершает движения, стопами, кистями, головой.
    • Не может сидеть или оставаться на месте в ситуациях, когда это делать необходимо – на уроке, на концерте, в транспорте.
    • Проявляет необдуманную двигательную активность в ситуациях, когда это недопустимо. Встает, бегает, крутится, без спросу берет вещи, пытается куда-то забраться.
    • Не может спокойно играть.
    • Чрезмерно подвижен.
    • Излишне болтлив.
    • Отвечает, не дослушав вопрос до конца. Не задумывается перед тем, как дать ответ.
    • Нетерпелив. С трудом дожидается своей очереди.
    • Мешает окружающим, пристает к людям. Вмешивается в игру или беседу.
    Строго говоря, диагностика СДВГ основывается на субъективном мнении специалиста и его личном опыте. Поэтому, если родители не согласны с диагнозом, то имеет смысл обратиться к другому неврологу или психиатру, который специализируется на данной проблеме.
    1. Нейропсихологическое обследование при СДВГ
    С целью исследовать особенности работы мозга ребенку делают электроэнцефалографическое обследование (ЭЭГ). Это измерение биоэлектрической активности мозга в состоянии покоя или при выполнении заданий. Для этого через кожу головы измеряют электрическую активность мозга. Процедура безболезненная и безвредная.
    При СДВГ бета-ритм снижен, а тета-ритм увеличен. Соотношение тета-ритма и бета-ритма в несколько раз выше нормы. Это говорит о том, что биоэлектрическая активность мозга снижена, то есть генерируется и проходит по нейронам меньшее количество электрических импульсов, по сравнению с нормой.
    1. Консультация педиатра
    Проявления сходные с СДВГ могут быть вызваны анемией , гипертиреозом и другими соматическими заболеваниями. Подтвердить или исключить их может педиатр, после анализа крови на гормоны и гемоглобин .
    Обратите внимание! Как правило, помимо диагноза СДВГ в медицинской карте ребенка невролог указывает еще ряд диагнозов:
    • Минимальная мозговая дисфункция (ММД) – легкие неврологические расстройства, вызывающие нарушения двигательных функций, речи, поведения;
    • Повышенное внутричерепное давление (ВЧД) – повышенное давление ликвора (спинномозговой жидкости) которая находится в желудочках головного мозга, вокруг него и в спинномозговом канале.
    • Перинатальное повреждение ЦНС – повреждение нервной системы, возникшее во время беременности, родов или в первые дни жизни.
    Все эти нарушения имеют сходные проявления, поэтому часто и пишутся в комплексе. Такая запись в карточке не означает, что у ребенка большое количество неврологических заболеваний. Напротив, изменения минимальны и поддаются коррекции.

    Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка, лечение

    1. Лечение медикаментами при СДВГ

    Лекарственные препараты назначают по индивидуальным показаниям только в том случае, если без них не удается улучшить поведение ребенка.
    Группа препаратов Представители Эффект от приема медикаментов
    Психостимуляторы Левамфетамин, Дексамфетамин, Дексметилфенидат Увеличивается выработка нейромедиаторов, благодаря чему нормализуется биоэлектрическую активность мозга. Улучшают поведение, уменьшаются импульсивность, агрессивность, проявления депрессии.
    Антидепрессанты, ингибиторы обратного захвата норадреналина Атомоксетин. Дезипрамин, Бупропион
    Уменьшают обратный захват нейромедиаторов (дофамина, серотонина). Их накопление в синапсах улучшает передачу сигналов между клетками мозга. Повышают внимание, снижают импульсивность.
    Ноотропные препараты Церебролизин, Пирацетам, Инстенон, Гамма-аминомасляная кислота Улучшают обменные процессы в ткани мозга, его питание и обеспечение кислородом, усвоение глюкозы мозгом. Повышают тонус коры больших полушарий. Эффективность этих препаратов не доказана.
    Симпатомиметики Клонидин, Атомоксетин, Дезипрамин Повышают тонус сосудов мозга, улучшая кровообращение. Способствуют нормализации внутричерепного давления.

    Лечение проводят низкими дозами препаратов, чтобы свести к минимуму риск развития побочных эффектов и привыкания. Доказано, что улучшение наступает только на время приема препаратов. После их отмены симптомы появляются вновь.
    1. Физиотерапия и массаж при СДВГ

    Этот комплекс процедур направлен на лечение родовых травм головы, шейного отдела позвоночника, снятие спазма мышц шеи. Это необходимо для нормализации мозгового кровообращения и внутричерепного давления. При СДВГ применяются:
    • Лечебная гимнастика , направленная на укрепление мышц шеи и плечевого пояса. Должна выполняться ежедневно.
    • Массаж воротниковой зоны курсами по 10 процедур 2-3 раза в год.
    • Физиопроцедуры . Применяют инфракрасное облучение (прогревание) спазмированных мышц с помощью инфракрасных лучей. Также используют прогревание парафином. По 15-20 процедур 2 раза в год. Эти процедуры хорошо сочетаются с массажем воротниковой зоны.
    Обратите внимание, что это процедуры можно начинать только после консультации с неврологом и ортопедом.
    Не стоит прибегать к услугам мануальных терапевтов. Лечение у неквалифицированного специалиста, без предварительного рентгена позвоночника, может стать причиной серьезной травмы.

    Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка, коррекция поведения

    1. БОС-терапия (метод биологической обратной связи)

    БОС-терапия – современная методика лечения, которая приводит в норму биоэлектрическую активность мозга, устраняя причину СДВГ. Эффективно используется для лечения синдрома более 40-ка лет.

    Мозг человека генерирует электрические импульсы. Их разделяют в зависимости от частоты колебаний в секунду и амплитуды колебаний. Основными являются: альфа-, бета-, гамма-, дельта- и тета-волны. При СДВГ снижена активность бета-волн (бета-ритм), которые связаны с фокусированием внимания, памятью, обработкой информации. Одновременно повышается активность тета-волн (тета-ритм), которые свидетельствуют о эмоциональном напряжении, утомлении, агрессивности и неуравновешенности. Есть версия, что тета-ритм способствует быстрому усвоению информации и развитию творческого потенциала.

    Задача БОС-терапии нормализовать биоэлектрические колебания мозга – стимулировать бета-ритм и снизить до нормы тета-ритм. Для этого используется специально разработанный программно аппаратный комплекс «БОС-ЛАБ».
    На определенные места на теле ребенка закрепляются датчики. На мониторе ребенок видит, как ведут себя его биоритмы и пробует произвольно их изменить. Также биоритмы изменяются в ходе выполнения компьютерных упражнений. Если задание сделано правильно, то раздается звуковой сигнал или появляется картинка, которые являются элементом обратной связи. Процедура безболезненная, интересная и хорошо переносится ребенком.
    Эффект от процедуры – повышается внимание, снижается импульсивность и гиперактивность. Повышается успеваемость и взаимоотношение с окружающими.

    Курс состоит из 15-25 сеансов. Прогресс заметен после 3-4 процедуры. Эффективность лечения достигает 95%. Эффект сохраняется длительно, на 10 лет и более. У части пациентов БОС-терапия полностью устраняет проявления болезни. Не оказывает побочных эффектов.

    1. Психотерапевтические методики


    Эффективность психотерапии значительная, но для прогресса может потребоваться от 2-х месяцев до нескольких лет. Улучшить результат можно сочетая различные психотерапевтические методики, педагогические меры родителей и преподавателей, физиотерапевтические методы и соблюдение режима дня.

    1. Когнитивно-поведенческие методы
    Ребенок под руководством психолога, а затем самостоятельно, формирует различные модели поведения. В дальнейшем из них выбирают наиболее конструктивные, «правильные». Параллельно психолог помогает ребенку понять свой внутренний мир, эмоции и желания.
    Занятия проводят в форме беседы или игры, где ребенку предлагают различные роли – ученика, покупателя, друга или оппонента в споре со сверстниками. Дети разыгрывают ситуацию. Затем ребенку предлагают определить, что чувствует каждый из участников. Правильно ли он поступил.
    • Навыки управления гневом и выражения своих эмоций в приемлемой форме. Что ты чувствуешь? Чего ты хочешь? Теперь скажи это вежливо. Что мы можем сделать?
    • Конструктивное решение конфликтов. Ребенка учат договариваться, искать компровис, избегать ссор или выходить из них цивилизованно. (Не хочешь делиться – предложи другую игрушку. Тебя не принимают в игру – придумай интересное занятие и предложи другим). Важно научить ребенка говорить спокойно, выслушивать собеседника, четко сформулировать чего он хочет.
    • Адекватные способы общения с учителем и со сверстниками. Как правило ребенок знает правила поведения, но не соблюдает их из-за импульсивности. Под руководством психолога в игре ребенок совершенствует навыки общения.
    • Правильные методы поведения в общественных местах – в детском саду, на уроке, в магазине, на приеме у врача и т.д. осваиваются в форме «театра».
    Эффективность метода значительная. Результат проявляется через 2-4 месяца.
    1. Игровая терапия
    В форме игры приятной для ребенка, происходит формирование усидчивости и внимательности, обучению контроля гиперактивности и повышенной эмоциональности.
    Психолог индивидуально подбирает набор игр с учетом симптомов СДВГ. При этом он может изменять их правила, если ребенку слишком легко или тяжело.
    Игровая терапия на первых порах проводится индивидуально, затем может стать групповой или семейной. Также игры могут быть «домашним заданием», или проводится учителем во время пятиминутки на уроке.
    • Игры на развитие внимания. Найди 5 отличий на картинке. Определи запах. Определи предмет на ощупь с закрытыми глазами. Испорченный телефон.
    • Игры на развитие усидчивости и борьбу с расторможенностью . Прятки. Молчанка. Рассортируй предметы по цвету/размеру/форме.
    • Игры на контроль двигательной активности. Перебрасывание мяча с заданным темпом, который постепенно увеличивается. Сиамские близнецы, когда дети в паре, обнимая друг друга за талию, должны выполнять задания – похлопать в ладоши, пробежаться.
    • Игры на снятие мышечных зажимов и эмоционального напряжения . Направлены на физическое и эмоциональное расслабление ребенка. «Шалтай-болтай» на поочередное расслабление различных групп мышц.
    • Игры на развитие памяти и преодоление импульсивности. «Говори!» - ведущий задает простые вопросы. Но отвечать на них можно только после команды «Говори!», перед которой он делает паузу в несколько секунд.
    • Компьютерные игры, которые одновременно развивают усидчивость, внимание и сдержанность.
    1. Арт-терапия

    Занятие различными видами искусства снижает утомление и тревожность, освобождает от негативных эмоций, улучшает адаптацию, позволяет реализовать таланты и поднять самооценку ребенка. Помогает развить внутренний контроль и усидчивость, улучшает взаимоотношения между ребенком и родителем или психологом.

    Интерпретируя результаты работы ребенка, психолог получает представление о его внутреннем мире, душевных конфликтах и проблемах.

    • Рисование цветными карандашами, пальчиковыми красками или акварелью. Используются листы бумаги разного размера. Сюжет рисунка ребенок может выбирать сам или психолог может предложить тему – «В школе», «Моя семья».
    • Песочная терапия . Необходима песочница с чистым, увлажненным песком и набор разнообразных формочек, включающий человеческие фигурки, транспорт, домики и т.д. Ребенок сам решает, что именно он хочет воспроизвести. Часто он обыгрывает сюжеты, которые его бессознательно беспокоят, но он не может донести это до взрослых.
    • Лепка из глины или пластилина. Ребенок лепит из пластилина фигурки на заданную тему – веселые животные, мой друг, мой домашний питомец. занятия способствуют развитию мелкой моторики и функций мозга.
    • Слушанье музыки и игра на музыкальных инструментах. Для девочек рекомендована ритмичная танцевальная музыка, а для мальчиков – маршеобразная. Музыка снимает эмоциональное напряжение, повышает усидчивость и внимание.
    Эффективность арт-терапии – средняя. Она является вспомогательным методом. Может использоваться для установления контакта с ребенком или для отдыха.
    1. Семейная терапия и работа с преподавателями.
    Психолог информирует взрослых об особенностях развития ребенка с СДВГ. Рассказывает о эффективных методах работы, формах влияния на ребенка, как сформировать систему поощрений и санкций, как донести до ребенка необходимость выполнения обязанностей и соблюдения запретов. Это позволяет снизить число конфликтов, сделать обучение и воспитание более легким для всех его участников.
    При работе с ребенком психолог составляет программу психокоррекции, рассчитанную на несколько месяцев. На первых сеансах он устанавливает контакт с ребенком и проводит диагностику, чтобы определить насколько выражены невнимательность, импульсивность и агрессивность. С учетом индивидуальных особенностей он составляет программу коррекции, постепенно вводя различные психотерапевтические методики и усложняя задания. Поэтому родителям не стоит ожидать кардинальных изменений уже после первых встреч.
    1. Педагогические меры


    Родителям и учителям необходимо учитывать цикличность работы мозга у детей с СДВГ. В среднем ребенок 7-10 минут усваивает информацию, затем 3-7 минут мозгу необходимо на восстановление и отдых. Эту особенность обязательно использовать в процессе обучения, выполнения домашних заданий и в любой другой деятельности. Например, давайте ребенку задания, которые он успеет выполнить за 5-7 минут.

    Правильное воспитание – основной путь борьбы с симптомами СДВГ. От поведения родителей зависит «перерастет» ли ребенок эту проблему и насколько успешным будет во взрослой жизни.

    • Будьте терпеливы, сохраняйте самоконтроль. Избегайте критики. Особенности в поведении ребенка не его вина и не ваша. Оскорбления и физическое насилие недопустимы.
    • Общайтесь с ребенком экспрессивно. Проявления эмоций в мимике и голосе помогут удержать его внимание. По этой же причине важно смотреть в глаза ребенку.
    • Используйте физический контакт . Держите за руку, поглаживайте, обнимайте, используйте элементы массажа при общении с ребенком. Это действует успокаивающе и помогает сосредоточиться.
    • Обеспечьте четкий контроль выполнения заданий . Ребенок не обладает достаточной силой воли завершить начатое, у него велик соблазн остановиться на полпути. Знание, что взрослый будет контролировать выполнение задания, поможет ему довести дело до конца. Обеспечит в будущем дисциплину и самоконтроль.
    • Ставьте перед ребенком посильные задачи . Если он не справляется с задачей, которую вы перед ним поставили, то в следующий раз упростите ее. Если вчера ему не хватило терпения убрать все игрушки, то сегодня попросите только собрать кубики в коробку.
    • Ставьте ребенку задание в виде коротких инструкций . За один раз давайте одно задание: «Почисть зубы». Когда это будет завершено, попросите умыться.
    • Делайте перерывы в несколько минут между каждым видом деятельности . Собрал игрушки, отдохнул 5 минут, пошел умываться.
    • Не запрещайте ребенку проявлять физическую активность во время занятий . Если он машет ногами, крутит в руках различные предметы, переминается возле стола, это улучшает его мыслительный процесс. Ели же вы ограничите эту мелкую активность, то мозг ребенка впадет в ступор и не сможет воспринимать информацию.
    • Хвалите за каждый успех. Делайте это один на один и в кругу семьи. У ребенка занижена самооценка. Он часто слышит, какой он плохой. Поэтому похвала ему жизненно необходима. Она стимулирует ребенка быть дисциплинированным, прикладывать еще больше усилий и упорства в выполнении заданий. Хорошо, если похвала будет наглядной. Это могут быть фишки, жетоны, наклейки, карточки, которые ребенок сможет пересчитать в конце дня. Время от времени меняйте «награды». Лишение награды – эффективный способ наказания. Он должен следовать сразу за проступком.
    • Будьте последовательны в своих требованиях . Если нельзя долго смотреть телевизор, то не делайте исключения, когда у вас гости или мама устала.
    • Предупреждайте ребенка, что последует далее. Ему трудно прервать деятельность, которая интересна. Поэтому за 5-10 минут до окончания игры предупредите, что скоро он закончит играть и будет собирать игрушки.
    • Учите планировать. Вместе составляйте список дел, которые необходимо выполнить сегодня, а затем вычеркивайте сделанное.
    • Составьте распорядок дня и придерживайтесь его . Это научит ребенка планировать, распределять свое время и предвидеть, что будет в ближайшее время. Это развивает работу лобных долей и создает ощущение безопасности.
    • Поощряйте ребенка заниматься спортом . Особенно полезны будут восточные единоборства, плаванье, легкая атлетика, велоспорт. Они направят активность ребенка в правильное полезное русло. Командные виды спорта (футбол, волейбол) могут вызвать сложности. Травматичные виды спорта (дзюдо, бокс) могут повысить уровень агрессивности.
    • Пробуйте различные виды занятий. Чем больше вы предложите ребенку, тем выше шанс, что он найдет свое хобби, которое поможет ему стать более усидчивым и внимательным. Это выработает у него самоуважение и улучшит отношения со сверстниками.
    • Оградите от длительного просмотра телевизора и сидения за компьютером. Примерная норма – 10 минут на каждый год жизни. Так 6-тилетний ребенок не должен смотреть телевизор дольше часа.
    Помните, если вашему ребенку поставили диагноз «синдром дефицита внимания и гиперактивности», это не означает, что он отстает от сверстников в интеллектуальном развитии. Диагноз лишь указывает на пограничное состояние между нормой и отклонением. Родителям придется приложить больше усилий, проявить много терпения в воспитании, и в большинстве случаев после 14 лет ребенок «перерастет» это состояние.

    Часто дети с СДВГ имеют высокий уровень IQ и их называют «дети индиго». Если ребенок увлечется чем то конкретным в подростковом возрасте, то он направит на это всю свою энергию и доведет до совершенства. Если это хобби перерастет в профессию, то успех гарантирован. Это доказывает тот факт, что большинство крупных бизнесменов и выдающихся ученых в детстве страдали от синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

    Федеральное агентство по образованию РФ

    Государственное образовательное учреждение

    высшего профессионального образования

    «Поморский государственный университет имени М.В.Ломоносова»

    Кафедра физиологии и патологии развития человека

    Факультет коррекционной педагогики

    Отделение дневного обучения

    Курсовая работа

    «Особенности внимания у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью младшего школьного возраста»

    Выполнил студент: Геронина Е.А.,

    курс 4, специальность

    олигофренопедагогика

    Научный руководитель: Панков

    Михаил Николаевич к.м.н., доцент,

    психотерапевт, психиатр – нарколог

    Архангельск

    Введение……………………………………………………………………....3 - 4

    I . Глава. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью в детском возрасте.

      История изучения гиперактивности…………………………………5 - 6

      Типы СДВГ и диагностические критерии…………………………..6 - 9

      Этиология и патогенез СДВГ………………………………………..9 - 11

      Возрастная динамика гиперактивного поведения………………...11 - 12

      Проявления СДВГ у младших школьников……………………….12 - 14

      Особенности внимания младших школьников с СДВГ……………….15

      Особенности внимания младших школьников……………………….. 16

    II . Глава. Исследование особенностей внимания у детей с СДВГ младшего школьного возраста .

        Описание методик……………………………………………………17 - 20

        Констатирующий эксперимент………………………………………21 - 25

    Заключение………………………………………………………………….26 - 27

    Список литературы………………………………………………………...28 - 29

    Приложения………………………………………………………………..........30

    Введение

    Одной из главных проблем современного общества является ухудшение здоровья детей как результат неблагоприятного воздействия экологических, социально-экономических и других факторов, тем или иным образом влияющих на их развитие.

    Среди детей с расстройствами поведения можно выделить особую группу без выраженных органических повреждений мозга. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью – сравнительно новый диагноз, который ставится детям со значительными проблемами в сфере внимания .

    Часто причиной обращения к психологу становится чрезмерная двигательная активность ребенка, импульсивность, неумение сосредоточиться. Все эти признаки характеризуют гиперактивное поведение. Дети, отличающиеся гиперактивным поведением, часто вызывают нарекания со стороны учителей в школе, так как на уроках, не умея ждать своей очереди, постоянно выкрикивают; не дослушав вопрос, отвечают невпопад. Часто такие дети становятся инициаторами ссор и драк, поскольку неред-ко бывают неловкими, и как следствие задевают, роняют окружающие предметы, а в силу своей импульсивности не всегда могут конструктивно разрешить возникшую ситуацию .

    Актуальность изучения данного синдрома в настоящее время объясняется тенденцией роста обращения родителей к специалистам по проблеме СДВГ.

    Цель курсовой работы: изучить особенности внимания детей с Синдромом дефицита внимания с гиперактивностью младшего школьного возраста.

    Задачи курсовой работы:

      Изучить литературу по проблеме проявления особенностей внимания у детей с СДВГ.

      Подобрать методики для выявления особенностей внимания у детей с СДВГ младшего школьного возраста.

      Проанализировать особенности внимания в обследуемой группе.

    Предмет исследования: особенности внимания у детей с СДВГ младшего школьного возраста.

    Объект исследования: внимание у детей с СДВГ младшего школьного возраста.

    I . Глава. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью в детском возрасте

    1.1 История изучения гиперактивности

    Говоря о гиперактивных детях, большинство исследовате-лей (В.М.Трошин, А.М.Радаев, Ю.С.Шевченко, Л.А.Ясюкова) имеют в виду детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. История изучения этого заболевания - небольшой период, составляющий около 150 лет. Впервые описал чрезвычайно подвижного ребенка, который ни секунды не мог спокойно усидеть, немецкий врач-психоневролог Генрих Хоффман.

    Долгое время не было единой точки зрения в отношении названия этого заболевания. Термин "легкая дисфункция мозга" появился в 1963 г. после совещания международных экспертов-неврологов, которое прошло в Оксфорде. Под ним понимались такие клинические проявления как дисграфия (нарушение письма), дизартрия (нарушение артикуляции речи), дискалькулия (нарушение счета), гиперактивность, недостаточная концентрация внимания, агрессивность, неуклюжесть, инфантильное поведение и другие.

    Значительно позднее начали изучать эту проблему отечественные врачи. Ю.Ф. Домбровская в выступлении на симпозиуме, посвященном роли психогенного фактора в происхождении соматических болезней, который состоялся в 1972 г., выделила группу "трудновоспитуемых" детей.

    В дальнейшем исследования в этой области привели ученых к выводу, что в данном случае причиной нарушений поведения выступает дисбаланс процессов возбуждения и торможения в нервной системе. Был локализован и "участок ответственности" за данную проблему - ретикулярная формация. Этот отдел центральной нервной системы "отвечает" за двигательную активность и выраженность эмоций. Вследствие различных органических нарушений ретикулярная формация может находиться в перевозбужденом состоянии, и поэтому ребенок становится расторможенным. Непосредственной причиной нарушения называли минимальную мозговую дисфункцию, то есть множество микроповреждения мозговых структур (возникающих вследствие родовой травмы, асфиксии новорожденных и др. подобных причин).

    После множества изменений в терминологии заболевания специалисты, наконец, остановились на названии, наиболее точно отражающем его сущность: "Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)", что стандартизировало методику и дало возможность сравнивать данные, полученные исследователями в разных странах .

    1.2 Типы СДВГ и диагностические критерии

    Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью представляют достаточно разнородную группу, которая отражает значительную вариабельность в степени выраженности и сочетаемости симптомов.

    По международной психиатрической классификации (DSM IV) выделяют три типа СДВГ :

        Смешанный тип : гиперактивность в сочетании с нарушениями внимания. Это самая распространённая форма СДВГ.

        Невнимательный тип : преобладают нарушения внимания. Этот тип наиболее сложен для диагностики.

        Гиперактивный тип : преобладает гиперактивность. Это наиболее редкая форма СДВГ.

    Диагностические критерии СДВГ по классификации DSM-IV:

    A. (1) Из перечисленных ниже признаков хотя бы шесть должны сохраняться у ребёнка не менее 6 месяцев:

    Невнимательность :

        Часто неспособен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности.

        Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.

        Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращённую к нему речь.

        Часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы или обязанностей на рабочем месте (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание).

        Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.

        Обычно избегает вовлечения в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например, школьных заданий, домашней работы).

        Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты).

        Легко отвлекается на посторонние стимулы.

        Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.

    А. (2) Из перечисленных ниже признаков гиперактивности и импульсивности по крайней мере шесть должны сохраняться у ребёнка не менее 6 месяцев:

    Гиперактивность :

        Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится.

        Часто встаёт со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.

        Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо.

        Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.

        Часто находится в постоянном движении и ведет себя так, «как будто к нему прикрепили мотор».

        Часто бывает болтливым.

    Импульсивность :

        Часто отвечает на вопросы не задумываясь, не выслушав их до конца.

        Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.

        Часто мешает другим, вмешивается в беседы или игры.

    B. Некоторые симптомы импульсивности, гиперактивности и невни-мательности начинают вызывать беспокойство окружающих в возрасте ребенка до семи лет.

    C. Проблемы, обусловленные вышеперечисленными симптомами, возникают в двух и более видах окружающей обстановки (например, в школе и дома).

    D. Имеются убедительные сведения о клинически значимых нарушениях в социальных контактах или школьном обучении.

    В случаях полного соответствия наблюдаемой клинической картины за последние шесть месяцев одновременно разделам (1) и (2) перечисленных критериев ставится диагноз сочетанной формы СДВГ.

    Если за последние шесть месяцев отмечалось полное соответствие симптомов критериям раздела (1) при частичном соответствии критериям раздела (2), то ставится диагноз «СДВГ с преимущественными нарушениями внимания».

    Если за последние шесть месяцев отмечалось полное соответствие симптомов критериям раздела (2) при частичном их соответствии критериям раздела (1), то используется диагностическая формулировка: «СДВГ с преобладанием гиперактивности и импульсивности» .

    Рассмотрим в этой статье советы психологов по выбору цветовой гаммы для оформления дизайна детской комнаты. Каким цветам отдать предпочтение?

    Как известно, человеческое мышление напрямую связано со зрительным восприятием.

    Ребенка первых двух лет жизни психологи советуют окружать мягкими, спокойными и ненасыщенными цветами. Когда же он подрастет, детская комната, наоборот, становится самым ярким, жизнерадостным и пестрым помещением в доме.
    Комната малыша должна быть мягкой и уютной, в сдержанных тонах. Это может быть сочетание теплых оттенков синего или голубого в комбинации с пастельно-желтым цветом, светло-бежевым цветами. Эти цвета создают ощущение защищенности и уюта.

    Веселой и яркой может сделать комнату детская мебель, окрашенная в яркие, контрастные цветовые сочетания, при этом стены, пол и потолок могут быть спокойных, светлых оттенков.

    В такой обстановке ребенок сможет полноценно играть, заниматься и отдыхать.

    По мнению психологов, начиная с четвертого года жизни ребенок начинает отдавать предпочтение контрастным, ярким и радостным цветам: желтым, синим, оранжевым, красным, ярко-розовым. В этот период в оформлении интерьера детской комнаты важно использовать яркие тона, поскольку такие краски создают солнечную и подвижную атмосферу в детской спальне и комнате для игр.

    Не желательны для оформления детской комнаты слишком темные оттенки цветов, поскольку, чем ближе к черному оттенок какого-либо цвета, тем более угнетающее действие он оказывает на психику и восприятие человека.

    Светлые и яркие оттенки, наоборот, вызывают позитивные эмоции. Ученые выяснили, что хорошее, приподнятое настроение можно создать, используя также цвет слоновой кости - светлый с золотистым оттенком, светло-бежевый, а нежно-голубой цвет стен нормализует кровяное давление и улучшает общее состояние.

    Интересным решением являются двухцветные стены. Например, сочетания светло-желтого и светло-голубого цветов, но не однотонных, а с мелкими вкраплениями другого оттенка того же цвета: это разбавляет монотонность окраски, придает комнате живописность, приятную глазу. Комната не получится скучной в таком варианте.



    Важно подобрать правильный оттенок цвета. Обычно, для комнаты девочки родители подбирают цветовую гамму в розоватых тонах, для комнаты мальчика - более холодные цветовые сочетания, оттенки синего и голубого цветов. Однако психологи и специалисты по оформлению интерьеров не считают данные, самые распространенные цветовые сочетания обязательным правилом. Существует множество других оттенков, которые можно использовать при оформлении комнаты мальчика и девочки. Стоит только проявить фантазию и поэксперементировать. Главное, чтобы цвета подходили другу другу, тогда детская комната получится стильной, красивой, комфортной и будет нравится вашему ребенку.

    Психологи рекомендуют решать интерьер детской комнаты в чистых, нежных тонах: розовых, зеленовато-желтых, светло-голубых, светло-зеленых, светло-сиреневых. Пастельные, светлые тона в детской создадут гармонию, помогут темную комнату сделать веселее и уютнее, если в комнате не хватает солнечного света, создадут в ней оживленную, жизнерадостную атмосферу. Сделать детскую интересной и красивой можно с использованием небольшого количества цветов, например, в бежевых и светло-сиреневых или светло-голубых, светло-зеленых тонах с добавлением коричневых оттенков.




    Специалисты утверждают, что светлый оттенок фиолетового цвета хорошо подходит для комнаты ребенка-школьника, так как этот цвет дает положительный творческий импульс и стимулирует умственную деятельность.

    Пастельные тона предпочтительны для новорожденных детей и малышей грудного возраста. Нежные оттенки розового и светло-голубого снижают возбуждение, успокаивают и убаюкивают. Возможно, именно поэтому так популярны данные цветовые решения.

    Стены детской комнаты для малыша можно украсить разноцветными яркими деталями: цветами, бабочками, зверюшками, развивающими фантазию, воображение и любопытство ребенка. К потолку можно подвесить легкие яркие, контрастные элементы декора и игрушки, привлекающие внимание ребенка. Акцентируя на них внимание, ребенок успокаивается и отвлекается.

    Психологи и дизайнеры не рекомендуют использовать одновременно много ярких цветов, чтобы комната не стала аляповатой и пестрой. Особенно осмотрительными следует быть с использованием интенсивных красных и оранжевых оттенков, поскольку их обилие может раздражать ребенка, от большого множества слишком ярких расцветок ребенок может быстро уставать.

    Важное значение при выборе основного цвета для детской комнаты имеет темперамент и характер ребенка.

    Например, в оформлении комнаты для маленького флегматика или меланхолика можно использовать отдельные, небольшие предметы ярко-красного цвета, выделяющиеся цветными пятнами, или оклеить стены обоями нежно-розового или голубого цвета. Такой фон и ярко-красные пятна будут умеренно стимулировать активность ребенка и повышать его иммунитет.

    Нежные оттенки сине-голубого фона будеут уместны в комнате непоседливого ребенка - холерика или легко возбудимого, импульсивного сангвиника со взрывным темпераментом. Считается также, что все оттенки синего обладают способностью укреплять организм ребенка и стимулировать его развитие.

    А вот в детской комнате с оранжевыми стенами, занавесками и массой разноцветных игрушек активному ребенку будет трудно стать тихим и послушным, вовремя заканчивать игру и укладываться спать, поскольку обилие ярких оранжевых и красных тонов возбуждающе действует на психику.

    Психологи советуют родителям, выбирающим цветовую гамму для комнаты любимого малыша, обязательно выяснить и его мнение: спросить, какой цвет нравится ему самому, ведь цветовые предпочтения отражают эмоциональные потребности человека. Прислушаясь к мнению своего ребенка, вы сделаете его комнату такой, чтобы нравилась не только вам, но и ее маленькому владельцу.