Сайт о диарее и расстройстве желудка

Причины нарушений речи у детей. Нарушения речи. Дисграфия и дислексия

Нарушение речи у детей

06.04.2015

Снежана Иванова

Специалисты утверждают, что речевые нарушения можно определить чуть ли не с первых дней жизни ребенка...

Рождение — это начало новой жизни. Какой она будет, во многом зависит от того, как будет развиваться маленький человечек. Поэтому родители должны быть особо ответственными за его будущее как до, так и после появления малыша на свет. Для этого они обязаны интересоваться специальной литературой, где доступно описаны этапы развития детей, особенно в ранний период.

Итак, на свет появился малыш. Первое, что мы делаем, когда его видим, начинаем к нему улыбаться, что-то ему говорить. Происходит первое общение. Взамен мы ожидаем ответных реакций. Пока их нет. Но поверьте, они скоро будут появляться и радовать нас неимоверно. Ведь для ребенка общение имеет большое значение.

Но что делать, если малыш не проявляет такую же коммуникативную активность, как у знакомых мамочек? Сразу бить тревогу не обязательно. Все дети разные. Проанализируйте, что ваш ребенок уже умеет, сравните с тем, что он должен уметь в своем возрасте и только после этого обращайтесь к специалистам. Не забывайте о том, что малышей нужно развивать с первых дней жизни, они требуют не только кормления и сухих пеленок, но и общения. Его должно быть много. Может, в этом проблема? Если нет, то идем далее.

Что указывает на речевые нарушения у детей?

Специалисты утверждают, что речевые нарушения можно определить чуть ли не с первых дней жизни ребенка. В первую очередь на это указывает монотонный слабый крик малыша.

Какие же признаки еще свидетельствуют о возможных проблемах с речью?

Возраст ребенка, месяцы Что не удается делать ребенку?
К концу 1 месяца Криком не выражает свое неудовольствие при желании кушать или другом дискомфорте.
К концу 4 месяца Не улыбается, когда с ним разговаривают.
К концу 5 Не произносит отдельных звуков или слогов, не стремится отыскать взглядом те предметы, на которые указывают взрослые («Где свет?»).
К концу 7 Не стремится обратить на себя внимание, издавая определенные звуки.
К концу 9 Не появились слова, которые состоят из одинаковых слогов («ма-ма», «па-па», «дай-дай» и т.п.).
К концу 10 Малыш не владеет восьмью слогами или звукосочетаниями, не машет отрицательно головой, не отвечает движениями руки на прощание.
К концу 12 Не произносит осмысленно ни одного слова, не прислушивается, когда звучит музыка, не выполняет простых требований («Дай мишку!» и т.д.).
К концу 15 Не употребляет осмысленно слова «мама», «папа».
К концу 19 Не произносит осмысленных слов, не показывает части тела, которые называют взрослые.
К концу 29 Не понимает значения слов «большой — маленький».

Если у ребенка возникают данные проблемы, то у него возможны нарушения речевого развития. Для того чтобы узнать причину их появления и установить точный диагноз, необходимо проконсультироваться у таких специалистов:

  • отоларинголога (проверит слух ребенка);
  • невропатолога (определить, есть ли у малыша органическое поражение ЦНС, в т.ч. речевых центров коры головного мозга);
  • детского психолога, дефектолога или психиатра (для определения состояния невербального интеллекта);
  • учителя-логопеда (для окончательного диагностирования).

Причины нарушения речи

Многих интересуют причины нарушения речи у детей. Факторов немало. Они могут быть как внешние, так и внутренние. Иногда они сочетаются между собой. Основными являются следующие:

  1. Внутриутробные патологии.
  2. Наследственность.
  3. Родовые патологии.
  4. Заболевания первых лет жизни ребенка.
  5. Неблагоприятные социально-бытовые условия.

Внутриутробные патологии

Очень важен первый триместр беременности, так как у плода развивается центральная нервная система, в том числе и речевые зоны коры головного мозга. Наиболее негативными факторами в этот период стают:

  • внутриутробная гипоксия;
  • инфекционные заболевания матери во время беременности (герпес, краснуха, сифилис, токсоплазмоз, грипп, скарлатина, полиомиелит, ВИЧ-инфекция, корь);
  • травмы матери во время вынашивания малыша;
  • несовместимость крови у мамы и будущего ребенка, что приводит к выработке антител в материнском организме, и, как результат, у плода выделяется токсическое вещество, которое повреждает участки мозга, что впоследствии отображается на его речи и слухе;
  • недоношенность и переношенность плода;
  • курение и употребление алкоголя и наркотиков матерью;
  • бесконтрольный прием матерью лекарств;
  • попытка прерывания беременности;
  • пребывание матери на вредном производстве, особенно в первые месяцы беременности;
  • стрессы.

Наследственность

Если кто-то из родителей начал поздно говорить, большая вероятность того, что ребенок будет иметь те же проблемы. Также к генетическим аномалиям относится нестандартное строение артикуляционного аппарата (неправильное количество зубов, их посадка, проблемы с прикусом, дефекты строения нёба), заикание и проблемы в развитии речевых зон в коре головного мозга.

Родовые патологии

Роды не всегда благоприятно проходят для малыша. Наиболее опасными для него являются асфиксия (нарушение дыхания, что приводит к кислородному голоданию головного мозга), родовые травмы (узкий таз у матери, применение щипцов для появления ребенка).

Особого внимания в развитии будет требовать также тот ребенок, который родился с массой тела менее 1500 г и прошедший ряд реанимационных мероприятий, среди которых и вентиляция легких.

Все перечисленные выше факторы могут стать причиной нарушения речи у ребенка.

Заболевания первых лет жизни

Первые годы очень значимы в жизни и развитии малыша. Поэтому нужно опасаться:

  • инфекционных заболеваний, особенно менингита, менингоэнцефалита, воспалений среднего и внутреннего уха (приводит к снижению и потере слуха, а значит, страдает речь);
  • травм головного мозга;
  • повреждения неба.

Неблагоприятные социально-бытовые условия

Нарушения речи очень часто наблюдаются у тех детей, у которых отсутствует эмоциональное и речевое общение с близкими людьми. Необязательно это происходит в семьях, где родители пьют или ведут аморальный образ жизни. В благополучной, на первый взгляд, семье дети могут тоже быть обделены вниманием со стороны родителей. Недостаточное количество общения, особенно с мамой, может стать основным фактором нарушения речи у ребенка.

Эмоциональную связь с матерью ребенку заменить чем-то другим очень тяжело. Будьте, родители, внимательны! Никакая игрушка им не заменит вас!

Итак, можно подвести первый итог, чтобы понять, что необходимо для профилактики нарушений речи у детей. Самое главное, нужно знать, что речь – это сложный психический процесс. Ребенок начинает говорить тогда, когда головной мозг, слух и артикуляционный аппарат достигают определенного уровня развития. Это зависит очень часто от окружающей среды. Если ребенок не будет получать ярких впечатлений, ему не будут созданы условия для передвижения и общения, то в скором времени у него будут проявляться задержки как в физическом, так и психическом развитии.

Помните, что малыш очень нуждается в заботе и любви. Если его лишить полноценного общения с взрослыми или ограничить только однообразными бытовыми ситуациями, вполне вероятно, что у ребенка в скором времени будут наблюдаться речевые нарушения.

Виды речевых нарушений у детей

В современной логопедии выделяют две основные классификации речевых нарушений: клинико-педагогическая и психолого-педагогическая. Они ни в коем образе не исключают одна другую, а только помогают более глубоко понять причину отклонения и попытаться ее максимально устранить (если есть возможность) либо уберечь от вторичных отклонений в результате основного дефекта.

Клинико-педагогическая классификация

Первая классификация содружественна с медициной. Согласно ей выделяются нарушения речи письменные и устные.

Нарушения устной речи

При нарушениях устной речи возможны расстройства речи во время непосредственного произношения высказывания (фонационное оформление) и системные (полиморфные) отклонения (структурно-семантическое оформление).

Нарушения при фонационном оформлении

В результате нарушений фонационного оформления во время произношения высказываний наблюдаются следующие речевые особенности у ребенка:

  • голосообразования;
  • звукопроизношения;
  • темпоритмики;
  • интонирования.

Ребенок правильно понимает речь, но воспроизвести правильно сам не может в результате дефекта. На фоне этого выделяют такие заболевания:

Дисфония характеризуется расстройством либо полным отсутствием фонации в результате патологии голосового аппарата (нарушение голоса, его тембра или высоты).

Брадилалия характеризируется замедленным темпом речи в результате патологии.

Тахилалия характеризуется ускорением темпа речи.

Заикание – это нарушения темпа и ритма речи в результате судорог мышц речевого аппарата.

Дислалия – это дефекты речи при нормальном слухе и сохранном артикуляционном аппарате.

Ринолалия характеризуется нарушением тембра голоса и соответственно звукопроизношения, что обусловлено особенностями артикуляционного аппарата.

Дизартрия — речевое нарушение в результате недостаточной иннервации артикуляционного аппарата.

Нарушения при структурно-семантическом оформлении

Наиболее тяжелые отклонения – это структурно-семантические. В результате поражения коры головного мозга у ребенка наблюдается полная и частичная утрата возможности не только воспроизводить высказывания, но и понимать. Диагностируют такие заболевания: алалия и афазия.

Алалия – отсутствие речи или её недоразвитие в результате органического поражения коры головного мозга в области речевых зон в период внутриутробного развития ребенка или в раннем возрасте.

Афазия — утрата речи полная или частичная в результате локального поражения головного мозга (как правило, диагноз ставят после 3 лет).

Нарушения письменной речи

Нарушения письменной речи можно наблюдать при чтении или правописании. Соответственно отмечают два диагноза: дислексию и дисграфию.

Дислексия – частичное нарушение процесса чтения, которое проявляется в трудностях опознавания букв, их слиянии в слоги и слова. Это приводит в неправильному прочтению слов.

Дисграфия проявляется в нарушениях письма. Во время данного дефекта наблюдается смешивание букв, их пропуск.

Психолого-педагогическая классификация

Психолого-педагогическая классификация появилась с той целью, чтобы определить степень возможного влияния на исправления нарушений речи ребенка во время педагогического процесса (занятий с логопедом).

Фонетико-фонетическое недоразвитие речи характеризуется нарушением процессов произношения, что связано с дефектами восприятия и произношения определенных фонем. Это касается только коммуникаций на родном для ребенка языке.

Общее недоразвитие речи наблюдается у детей, у которых нарушены все компоненты речевой системы. Малышу характерны такие особенности:

  • развитие речи позднее;
  • словарный запас бедный;
  • дефекты как произношения, так и фонемообразования.

Заикание – это нарушение только в коммуникативной функции. При этом все остальные средства общения сформированы правильно.

Не следует забывать, что речевые отклонения могут быть комбинированными, например, заикание и общее недоразвитие речи.

Распределения детей на группы согласно речевым нарушениям

Соответственно речевым нарушениям детей распределяют на три группы:

1 группа – дети с фонетическими нарушениями речи. Они, как правило, не произносят отдельные звуки. Других отклонений не наблюдается.

2 группа – дети с фонетико-фонематическими нарушениями. Ребенок в этом случае не только не произносит звуки, но и плохо их различает, не понимает артикуляционной и акустической разницы. Таким детям не дается звуковой анализ, им тяжело учится читать и писать, в устной речи они переставляют слоги, «проглатывают» окончания в словах.

3 группа – это дети с общим недоразвитием речи. Такой ребенок не различает звуков, не сливает их в слоги, бедный лексический запас, связная речь отсутствует. Если малышу не оказать вовремя специальную логопедическую помощь, то в дальнейшем возможны серьёзные проблемы в коммуникационной сфере.

Соответственно нарушениям речи у детей выделяют три уровня общего недоразвития речи (за Р.Е. Левиной), если сохранен физический слух:

Первый уровень : ребенок в возрасте 5-6 лет не разговаривает, издает только непонятные звуки, которые сопровождаются жестами.

Второй уровень : ребенок употребляет только общие слова, некоторые грамматические формы, но речевые возможности существенно отстают от нормы.

Третий уровень : фразовая речь у ребенка развернутая, но присущи некоторые фонетико-фонематические и лексико-грамматические дефекты. В общение вступает только в присутствии взрослых.

Речевые нарушения существенно влияют и на остальные психические функции ребенка. Как правило, такие дети имеют неустойчивое внимание, которое тяжело распределяют. Мышление тоже отличается, особенно словесно-логическое. Им тяжело дается анализ и синтез, сравнение и обобщение. У таких детишек могут наблюдаться плохие локомоторные функции: нарушения в координации, сниженная скорость и ловкость. Очень тяжело ими воспринимаются словесные инструкции. Особого внимания требует мелкая моторика рук.

Ребенок с нарушениями речи, особенно тяжелыми, отличается резким негативизмом, агрессивностью , обидчивостью, нежеланием общаться и устанавливать контакты, неуверенностью в себе. Такому ребенка нужна помощь.

Мы подошли к пониманию того, что речевые нарушения бывают разные и могут появиться у любого в ребенка на любом этапе его развития.

Давайте поговорим о том, что можно и нужно обязательно делать, начиная с первых дней жизни с целью профилактики нарушений речи у ребенка.

  1. Постоянно общаться с ребенком, придавая разговору по возможности разных эмоций (улыбаться, хмуриться, удивляться, бояться, радоваться, восторгаться и т.д.). При этом слова нужно произносить четко.
  2. Проводить обязательно для малыша пальчиковую гимнастику . Как не вспомнить всем известное стихотворение «Сорока — ворона кашку варила». Ученые уже давно доказали, что на кончиках пальцев находятся нервные центры, которые тесно связаны с речевыми зонами коры головного мозга. Поэтому для малыша очень полезны массажи пальчиков. Их нужно проводить в виде игры. Для этого используются стихотворения, в которых ребенка просят повторить определенные движения пальчиками рук. В этом случае развивается не только речь, но и память, создаются определенные образы, за которыми потом закрепятся конкретные понятия.

Когда ребенок подрастет, то незаменимыми занятиями должны стать игры с мозаикой и конструктором, а также рисование, лепка, шнуровка, закручивание крышечек и т.д.

Все это поможет избежать многих речевых нарушений у детей.

У многих родителей возникает такой вопрос:

Ребенку 2,5 года, но он не выговаривает всех звуков. Нужна ли ему логопедическая помощь?

Если на этот вопрос посмотреть с физиологической точки зрения, то у малыша, скорее всего, еще не готов артикуляционный аппарат. Он недостаточно владеет своим язычком, или губами, или же щеками. Это в данном возрасте является нормой. Поэтому к логопеду бежать не обязательно, но коррекционным играм нужно уделить особое внимание. Обязательными должны стать гимнастика для пальчиков, языка. К тому же не нужно забывать и о дыхании. Все вместе значительно улучшит произношение звуков.

О пальчиковой гимнастике мы говорили выше. А теперь попробуем сделать «послушным» язычок.

Упражнения для языка

Сразу подчеркиваем: перед тем как начать выполнять упражнения, попробуйте их сделать сначала сами, потом с ребенком, а затем научите его делать это самостоятельно. Все упражнения выполняются перед зеркалом. Они должны делаться плавно, переходя от простого к сложному.

Чтобы ребенок хорошо произносил шипящие звуки , хорошо выполнять упражнение «Заборчик»: зубки сомкнуты, губки вытянуть вперед. Удерживать такое положение около 10с.

Для произношения свистящих звуков полезно упражнение «Горка»: рот немного приоткрыть; боковые края языка упереть в верхние коренные зубы; кончик языка – в нижние передние. Удерживать нужно 10-15 с.

Логопед может предложить вам много других комплексов для разных звуков. Главное, это постоянно заниматься с ребенком. Только в этом случае возможен положительный результат в скором времени.

Дыхательная гимнастика

Правильное дыхание – это немаловажный аспект во время произношения звуков. Оно необходимо для отработки умения плавно и правильно говорить. Для этого существуют упражнения, которые позволяют увеличить время ротового выдоха от 2 с до 8 с. Кроме этого, ребенка необходимо научить дышать и через рот, и через нос; делать выдох со звуком, складом и т.д.

Для этого можно выполнять упражнение «Буря». Будут необходимы стакан с водой и трубочка для коктейля. А теперь перейдем к упражнению: рот немного открыт, язык упирается в нижние зубы, трубочку берем в рот и опускаем в стакан. Дуем так, чтобы вода булькала. При этом щеки не должны надуваться, а губы остаются недвижимы. Поток воздуха после таких упражнений будет более целеустремленным и длительным.

Полезными будут и надувание воздушных шаров и мыльных пузырей, игры со свистульками и детскими музыкальными инструментами: губной гармошкой, дудочкой и т.д.

Очень часто дети выдумывают свои детские слова с теми звуками, что им удобно произносить. Повторение такой лексики взрослыми мы называем «сюсюканьем». Так вот, его нужно избегать. Если взрослые начнут в своей речи использовать такие слова, то они закрепятся в памяти ребенка на длительный период, что может создать проблемы в дальнейшем развитии его речи. Все слова должны поправляться после неправильного произношения. При этом ваше лицо должно быть на уровне глаз ребенка, чтобы он видел, как вы произносите все звуки.

Речь ребенка наиболее интенсивно формируется в дошкольный период. Это период от 3 до 6 лет. Образцом для подражания малышу в этом случае служат его родители.

Поэтому они с ребенком должны разговаривать:

  • правильно, без «сюсюканья»:
  • разборчиво, четко, с правильной расстановкой ударения;
  • просто (предложения состоят из 2-4 слов);
  • с повторяющимися словами на определенном отрезке времени (ребенок должен их запомнить и научиться оперировать ими в своей речи);
  • разнообразно по интонации, тембру голоса, темпу;
  • «живо», так как эмоции и жесты должны стать частью общения.

Если ребенку 4 года и вы наблюдаете стойкие нарушения в его произношении, то нужно обязательно обратиться к логопеду. Ведь к началу школы ребенок должен:

  • правильно произносить все звуки родного языка;
  • уметь делать частичный звуковой анализ;
  • иметь богатый лексический запас, который состоит из слов, что принадлежат к различным частям речи;
  • согласовывать слова в роде, падеже и числе;
  • составлять сложные синтаксические конструкции в виде диалога или монолога.

Если вашему ребенку поставлен диагноз, согласно с которым у вашего малыша есть нарушения речи, то занятия с логопедом ему просто необходимы. Если вы не начнете проводить полноценную коррекцию его речевых патологий, то со временем начнутся проявляться вторичные дефекты, что приведут к значительным отклонениям в развитии малыша.

Если у малыша дизартрия, дислалия или моторная алалия

При этих заболеваниях у ребенка страдает произносительная речь. В этом «виновны» артикуляционные органы, которыми он не научился управлять. Ведь производить звуки человек может только после нескольких лет упорного труда по развитию речи. В это включены мозговые системы и периферия, управляет которыми центральная нервная система. Для того чтобы ребенок начал правильно произносить звуки нужно объединить эти процессы в единое целое, и только в этом случае язык вместе с остальными речевыми органами при правильном дыхании и слаженной работе мозга под контролем ЦНС начнет говорить то, что необходимо.

Исправления дефектов звукопроизношения происходит, как правило, в 4 этапа. Каждый этап имеет свою цель, задачи и направление работы:

  1. Подготовительный. Целью этого этапа является подготовка к постановке звука и его автоматизации. Для этого необходимо в ребенке развивать слуховое восприятие и внимание. Этого удается достичь за счет развития слухового внимания, восприятия речи, формирования интереса к ведущему разговору. На этом этапе важно научить ребенка правильно дышать, развить у него голос. Немаловажны упражнения для губ, языка, а также всего лица. Особое место принадлежит мелкой моторике.
  2. Постановка звука. Второй этап нацелен на обучение правильно произносить звук в изолированном звучании. Для этого выполняются артикуляционные упражнения на развитие необходимых мышц.
  3. Его автоматизация. Третий этап состоит из выработки автоматически произносить звук правильно. Он вводится в слог, слова и т.д.
  4. Дифференциация. На последнем этапе ребенок учится дифференцировать звуки на слух – слуховое восприятие; закрепляет умение произносить его правильно.

Афазия – частичное или полное нарушение речи, возникшее вследствие органического поражения отделов коры головного мозга, ответственных за речевую функцию.

Брадилалия

Брадилалия - это замедление речи в результате трудностей воспроизведения расчлененных звуков. В логопедии данную патологию относят к нарушениям темпо-ритмической стороны речи несудорожного характера. При осложнениях могут проявляться судорожные запинания - заикание.

Дизартрия

Дизартрия – это нечленораздельность речи, нечеткое произношение слов, возникающее в результате нарушения иннервации речевого аппарата. При дизартрии страдают производимые звуки и слова посредством языка, глотки, зубов и щек, за координацию движений которых отвечает головной мозг.

Дисграфия

Дисграфия – это определенное нарушение письма при нормальном развитии интеллекта. Заболевание сопровождается нарушением по фонетическому принципу, что приводит к специфическим ошибкам, которые искажают звуковой состав слова.

Дислалия

Дислалия – это нарушение воспроизведения звуков у пациентов с нормальным слухом и сохранной иннервацией артикуляционного аппарата. Недуг характеризуется отсутствием звуков, заменой, смешениями, искажениями при произношении.

Дислексия

Дислексия – это болезнь неврологической природы, сопровождающаяся невозможностью распознавать слова, осуществлять декодирование, осваивать навыки правописания, при этом общие обучающие способности не нарушены. Дислексия проявляется на начальной стадии учебы в школе либо в дошкольном возрасте. Дети с таким диагнозом отстают от своих ровесников в чтении и письме, однако умственные отклонения у них не наблюдаются.

Задержка речевого развития

Задержка речевого развития – это отставание в развитии речи от нормы. У большей части детей с диагнозом ЗРР имеются нарушения работы подкорковых структур мозга.

Заикание

Заикание - одно из сложнейших нарушений речи, которое характеризуется расстройством ее нормального ритма, повторениями отдельных слогов или звуков, непроизвольными остановками.

Общее недоразвитие речи (ОНР)

Общее недоразвитие речи (ОНР) – это опухолевое образование доброкачественной природы. Имеет круглую форму, внутри состоит из долек, а снаружи покрыта капсулой.

Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.- М.: Просвещение, 1989.-223 с.: ил.

http://pedlib.ru/Books/2/0032/index.shtml

Глава I. Введение в логопедию логопедия, ее предмет, задачи, методы

Логопедия - наука о нарушениях развития речи, их преодолении и предупреждении посредством специального коррекционного обучения и воспитания.

Логопедия является одним из разделов специальной педагогики - дефектологии. Термин логопедия образован от греческих слов: логос (слово, речь),пейдео (воспитываю, обучаю), что в переводе обозначает «воспитание речи».

Предметом логопедии как научной дисциплины является изучение закономерностей обучения и воспитания лиц с нарушениями речи и связанными с ними отклонениями в психическом развитии. Логопедия подразделяется на дошкольную, школьную и логопедию взрослых.

Основы дошкольной логопедии как педагогической науки разработаны Р. Е. Левиной и базируются на учении Л. С. Выготского, А. Р. Лурии и А. А. Леонтьева о сложной иерархической структуре речевой деятельности.

В психологии различают две формы речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь включает следующие виды: устную (диалогическую имонологическую) и письменную.

Диалогическая речь, психологически наиболее простая и естественная форма речи, возникает при непосредственном общении двух или нескольких собеседников и состоит в основном в обмене репликами.

Реплика - ответ, возражение, замечание на слова собеседника - отличается краткостью, наличием вопросительных и побудительных предложений, синтаксически не развернутых конструкций.

Отличительными чертами диалога являются:

эмоциональный контакт говорящих, их воздействие друг на друга мимикой, жестами, интонацией и тембром голоса,

ситуативность, т. е. предмет или тема обсуждения существуют в совместной деятельности или непосредственно воспринимаются.

Диалог поддерживается собеседниками с помощью уточняющих вопросов, изменения ситуации и намерений говорящих. Целенаправленный диалог, связанный одной темой, называется беседой. Участники беседы обсуждают или выясняют определенную проблему с помощью специально подобранных вопросов.

Монологическая речь - последовательное связное изложение одним лицом системы знаний. Для монологической речи характерны: последовательность и доказательность, которые обеспечивают связность мысли; грамматически правильное оформление; выразительность голосовых средств. Монологическая речь сложнее диалогической по содержанию и языковому оформлению и всегда предполагает достаточно высокий уровень речевого развития говорящего.

Выделяются три основных вида монологической речи: повествование (рассказ, сообщение), описание и рассуждение, которые в свою очередь подразделяются на ряд подвидов, имеющих свои языковые, композиционные и интонационно-выразительные особенности.

При дефектах речи монологическая речь нарушается в большей степени, чем диалогическая.

Письменная речь - это графически оформленная речь, организованная на основе буквенных изображений. Она обращена к широкому кругу читателей, лишена ситуативности и предполагает углубленные навыки звуко-буквенного анализа, умение логически и грамматически правильно передавать свои мысли, анализировать написанное и совершенствовать форму выражения.

Полноценное усвоение письма и письменной речи тесно связано с уровнем развития устной речи. В период овладения устной речью у ребенка-дошкольника происходят неосознанная обработка языкового материала, накопление звуковых и морфологических обобщений, которые создают готовность к овладению письмом в школьном возрасте. При недоразвитии речи, как правило, возникают нарушения письма различной тяжести.

Внутренняя форма речи (речь «про себя») - это беззвучная речь, которая возникает, когда человек думает о чем-либо, мысленно составляет планы. Внутренняя речь отличается по своей структуре свернутостью, отсутствием второстепенных членов предложения.

Внутренняя речь формируется у ребенка на основе внешней и представляет собой один из основных механизмов мышления.

Перевод внешней речи во внутреннюю наблюдается у ребенка в возрасте около 3 лет, когда он начинает рассуждать вслух и планировать в речи свои действия. Постепенно такое проговаривание редуцируется и начинает протекать во внутренней речи.

С помощью внутренней речи осуществляется процесс превращения мысли в речь и подготовка речевого высказывания. Подготовка проходит несколько стадий. Исходным для подготовки каждого речевого высказывания является мотив или замысел, который известен говорящему лишь в самых общих чертах. Затем в процессе превращения мысли в высказывание наступает стадия внутренней речи, которая характеризуется наличием семантических представлений, отражающих наиболее существенное ее содержание. Далее из большего числа потенциальных смысловых связей выделяются самые необходимые и происходит выбор соответствующих синтаксических структур.

На этой основе строится внешнее речевое высказывание на фонологическом и фонетическом уровне с развернутой грамматической структурой, т. е. оформляется звучащая речь. Данный процесс может существенно нарушаться в любом из названных звеньев у детей и взрослых, имеющих недостаточный речевой опыт или выраженную патологию речи.

Развитие речи ребенка может быть представлено в нескольких аспектах, связанных с постепенным овладением языком.

Первый аспект - развитие фонематического слуха и формирование навыков произнесения фонем родного языка.

Второй аспект - овладение словарным запасом и правилами синтаксиса. Активное овладение лексическими и грамматическими закономерностями начинается у ребенка в 2 - 3 г. и заканчивается к 7 г. В школьном возрасте происходит совершенствование приобретенных навыков на основе письменной речи.

Ко второму аспекту близко примыкает третий, связанный с овладением смысловой стороной речи. Наиболее ярко он выражен в период школьного обучения.

Б психическом развитии ребенка речь имеет громадное значение, выполняя три главные функции: коммуникативную, обобщающую и регулирующую.

Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Они затрудняют общение с окружающими, нередко препятствуют правильному формированию познавательных процессов, влияют на эмоционально-волевую сферу. Под воздействием речевого дефекта часто возникает ряд вторичных отклонений, которые образуют картину аномального развития ребенка в целом. Вторичные проявления речевой недостаточности преодолеваются педагогическими средствами, и эффективность их устранения прямым образом связана с ранним выявлением структуры дефекта.

Основные задачи логопедии состоят в следующем:

изучение закономерностей специального обучения и воспитания детей с нарушением речевого развития;

определение распространенности и симптоматики нарушений речи у детей дошкольного и школьного возраста;

исследование структуры речевых нарушений и влияние речевых расстройств на психическое развитие ребенка;

разработка методов педагогической диагностики речевых расстройств и типологии речевых расстройств;

разработка научно обоснованных методов устранения и предупреждения различных форм речевой недостаточности;

организация логопедической помощи.

Практический аспект логопедии состоит в предупреждении, выявлении и устранении речевых нарушений. Теоретические и практические задачи логопедии взаимосвязаны.

Преодоление и предупреждение речевых нарушений способствуют гармоническому развертыванию творческих сил личности, устраняют препятствия для реализации ее общественной направленности, приобретения знаний. Поэтому логопедия, являясь отраслью дефектологии, в то же время участвует в решении общепедагогических задач.

Под недостатками развития речи следует понимать отклонения от нормального формирования языковых средств общения. Понятие о недостатках речевого развития включает в себя не только устную речь, но предполагает во многих случаях нарушения письменной ее формы.

Рассматриваемые в логопедии изменения речи следует отличать от возрастных особенностей ее формирования. То или иное затруднение в пользовании речью можно рассматривать как ее недостаток лишь с учетом возрастных норм. При этом для различных речевых процессов возрастная граница может быть неодинаковой.

Направление и содержание педагогических исследований речевой патологии у детей определяются принципами их анализа, составляющими метод логопедической науки: 1) принципом развития; 2) принципом системного подхода; 3) принципом рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития.

Принцип развития предполагает анализ процесса возникновения дефекта. Для правильной оценки генезиса того или иного отклонения, как отмечал Л. С. Выготский, следует различать происхождение изменений развития и сами эти изменения, их последовательное образование и причинно-следственные зависимости между ними.

Для осуществления генетического причинно-следственного анализа важно представить себе все многообразие условий, необходимых для полноценного формирования речевой функции на каждом этапе ее развития.

Принцип системного подхода. В сложном строении речевой деятельности различают проявления, составляющие звуковую, т.е. произносительную, сторону речи, фонематические процессы, лексику и грамматический строй. Нарушения речи могут затрагивать каждый из этих компонентов. Так, одни недостатки касаются только произносительных процессов и выражаются в нарушениях внятности речи без каких-либо сопутствующих проявлений. Другие затрагивают фонематическую систему языка и проявляются не только в дефектах произношения, но и в недостаточном овладении звуковым составом слова, что влечет за собой нарушения чтения и письма. Вместе с тем существуют нарушения, которые охватывают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую систему и выражаются в общем недоразвитии речи.

Применение принципа системного анализа речевых нарушений позволяет своевременно выявлять осложнения в формировании тех или иных сторон речи.

Раннее распознавание возможных отклонений как в устной, так и в дальнейшем в письменной речи позволяет предупреждать их с помощью педагогических приемов.

Изучение характера дефекта речи предполагает анализ связей,

существующих между различными нарушениями, понимание значимости этих связей. Логопедия опирается здесь на закономерности, выраженные в понятии системности языка.

Принцип подхода к речевым нарушениям с позиций связи речи с другими сторонами психического развития. Речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всей психикой ребенка, с различными ее процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферах. Эти связи проявляются не только в нормальном, но и в аномальном развитии.

Раскрытие связей между речевыми нарушениями и другими сторонами психической деятельности помогает найти пути воздействия на психические процессы, участвующие в образовании речевого дефекта.

Наряду с непосредственным исправлением речевых нарушений логопеду необходимо воздействовать на те отклонения психического развития, которые прямо или косвенно мешают нормальному функционированию речевой деятельности.

Специальное обучение в логопедии тесно связано с коррекционно-воспитательным воздействием, направление и содержание которого определяются зависимостью речевых нарушений от особенностей других сторон психической деятельности ребенка.

Логопедия имеет тесные междисциплинарные связи с другими науками, прежде всего с психологией, педагогикой, лингвистикой, психолингвистикой, языкознанием, физиологией речи, различными областями медицины.

Комплексный подход к изучению и преодолению речевых нарушений предполагает знание теоретических достижений каждой из вышеназванных отраслей науки, координированную разработку практических мероприятий.

Широко используются в логопедии данные психологии мышления, восприятия, памяти. Лингвистическую основу логопедии составляют фонологическая теория языка, учение о сложной структуре речевой деятельности, о процессе порождения речевого высказывания.

Необходимостью хорошо представлять причины, механизмы и. симптоматику речевой патологии, уметь дифференцировать первичное недоразвитие речи от сходных состояний при умственной отсталости, тугоухости, психических нарушениях и др. определяется связь логопедии с медициной (психиатрией, неврологией, отоларингологией и др.). Логопед должен ориентироваться в широком круге вопросов, касающихся развития детского организма, закономерностей формирования высших психических функций ребенка, особенностей поведения в коллективе.

Коррекция речевых дефектов у детей осуществляется методами обучения и воспитания. Большое значение имеет умелое использование общедидактических принципов, разработанных в общей и дошкольной педагогике.

В логопедии разработаны различные формы воздействия: воспитание, обучение, коррекция, компенсация, адаптация, реабилитация. В дошкольной логопедии преимущественно используются воспитание, обучение и коррекция.

Огромное значение для осуществления полноценного логопедического воздействия имеет уровень педагогической квалификации воспитателя и логопеда. Работая со сложным контингентом детей, педагог должен обладать профессиональными знаниями в области логопедии и дефектологии, хорошо знать психологические особенности детей, проявлять терпение и любовь к детям, постоянно чувствовать гражданскую ответственность за успех их обучения, воспитания и подготовки к жизни и труду.

Причины речевых нарушении

Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы, а также внешние условия окружающей среды.

При рассмотрении многообразных причин речевой патологии применяют эволюционно-динамический подход, который заключается в анализе самого процесса возникновения дефекта, учете общих закономерностей аномального развития и закономерностей речевого развития на каждой возрастной стадии (И. М. Сеченов, Л. С. Выготский, В. И. Лубовский).

Необходимо также подвергать специальному изучению условия, окружающие ребенка.

Принцип единства биологического и социального в процессе формирования психических (в том числе и речевых) процессов позволяет определить влияние речевого окружения, общения, эмоционального контакта и других факторов на созревание речевой системы. Примерами неблагоприятного воздействия речевого окружения может служить недоразвитие речи у слышащих детей, воспитывающихся у глухих родителей, у длительно болеющих и часто госпитализируемых детей, возникновение у ребенка заикания при длительных психотравмирующих ситуациях в семье и др.

У детей дошкольного возраста речь является ранимой функциональной системой и легко подвергается неблагоприятным воздействиям. Можно выделить некоторые виды дефектов речи, которые возникают по подражанию, например дефекты произношения звуков л, р, ускоренный темп речи и др. Наиболее часто страдает речевая функция в критические периоды ее развития, которые создают предрасполагающие условия для «срыва» речи в 1 - 2 г., в 3 г. и в 6 - 7 лет.

Кратко охарактеризуем основные причины патологии детской речи:

1. Различная внутриутробная патология, которая приводит к нарушению развития плода. Наиболее грубые дефекты речи возникают при нарушении развития плода в период от 4 нед. до 4 мес. Возникновению речевой патологии способствуют токсикоз при беременности, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору и др.

2. Родовая травма и асфиксия (СНОСКА: Асфиксия - недостаточность кислородного снабжения мозга вследствие нарушения дыхания) во время родов, которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям.

3. Различные заболевания в первые годы жизни ребенка.

В зависимости от времени воздействия и локализации повреждения мозга возникают речевые дефекты различного типа. Особенно пагубными для развития речи являются частые инфекционно-вирусные заболевания, менинго-энцефалиты и ранние желудочно-кишечные расстройства.

4. Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга.

5. Наследственные факторы.

В этих случаях нарушения речи могут составлять лишь часть общего нарушения нервной системы и сочетаться с интеллектуальной и двигательной недостаточностью.

6. Неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к микросоциальной педагогической запущенности, вегетативной дисфункции, нарушениям эмоционально-волевой сферы и дефициту в развитии речи.

Каждая из названных причин, а нередко и их сочетание могут обусловить нарушения различных сторон речи.

При анализе причин возникновения нарушений следует учитывать соотношение речевого дефекта и сохранных анализаторов и функций, которые могут быть источником компенсации при коррекционном обучении.

Большое значение имеет ранняя диагностика различных аномалий развития речи. Если речевые дефекты выявляются только при поступлении ребенка в школу или же в младших классах, их бывает трудно компенсировать, что отрицательно сказывается на успеваемости. Если же отклонения обнаруживают у ребенка в ясельном или дошкольном возрасте, ранняя медицинская и педагогическая коррекция значительно повышает вероятность полноценного обучения в школе.

Раннее выявление детей с отклонениями в развитии в первую очередь проводится в семьях с «повышенным риском». К таким относятся:

1) семьи, где уже имеется ребенок с тем или иным дефектом;

2) семьи с умственной отсталостью, заболеванием шизофренией, нарушением слуха у одного из родителей или у обоих;

3) семьи, где матери перенесли во время беременности острое инфекционное заболевание, тяжелый токсикоз;

4) семьи, где имеются дети, перенесшие внутриутробную гипоксию (СНОСКА: Гипоксия - кислородное голодание), природовую асфиксию, травму или же нейроинфекцию, черепно-мозговые травмы в первые месяцы жизни.

В нашей стране последовательно осуществляются мероприятия по охране здоровья матери и ребенка. Среди них в первую очередь следует назвать диспансеризацию беременных женщин, страдающих хроническими заболеваниями, периодическую госпитализацию женщин с отрицательным резус-фактором и многие другие.

В профилактике аномалий речевого развития большую роль играет диспансеризация детей, перенесших родовые травмы.

Большое значение для предупреждения рождения детей с речевыми дефектами имеет распространение знаний о причинах и признаках речевой патологии среди врачей, педагогов и населения в целом.

Причины речевых нарушений.

Под причиной нарушений речи в логопедии понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора или их взаимодействия, которые определяют специфику речевого расстройства и без которых последнее не может возникнуть.

Таким образом, существует две группы причин, приводящим к нарушениям речи: внутренние (эндогенные) и внешние (экзогенные).

Внутренние (эндогенные) причины речевых нарушений.

Заболевания матери во время беременности (сердечные заболевания, заболевания печени, почек, легочные заболевания, диабет, другие заболевания, требующие лечения. Инфекционные заболевания: краснуха, грипп, скарлатина, корь, инфекционный гепатит, туберкулез, полиомиелит, токсоплазмоз, герпес, сифилис, ВИЧ-инфекция).

Травмы, полученные матерью во время беременности, падения и ушибы.

Аллергии матери.

Перенесенные переливания крови.

Токсикоз беременности, не зависимо от срока беременности.

Иммунологическая несовместимость крови матери и ребенк.а матери и плода (по резус-фактору, системе АВО и другим антигенам эритроцитов). Резус или групповые антитела, проникая через плаценту, вызывают распад эритроцитов плода. В результате из эритроцитов выделяется токсическое для ЦНС вещество - непрямой билирубин. Под его влиянием поражаются подкорковые отделы мозга, слуховые ядра, что приводит к специфическим нарушениям звукопроизносительной стороны речи в сочетании с нарушением слуха.

Многообразная акушерская патология (узкий таз, затяжные или стремительные роды, преждевременное отхождение вод, обвитие пуповиной, неправильное предлежание плода многоплодная беременность, многоводие, недостаточность плаценты).

Курение во время беременности, употребление алкоголя. В настоящее время изучена клиническая картина различных нарушений развития плода и ребёнка алкогольно - эмбрионопатического генеза (происхождения), сочетающаяся с нарушениями речи. Научно доказано влияние алкоголя (даже минимальные дозы: пиво, коктейли, слабое вино) на возникновение различных дефектов речи, описан алкогольный эмбрионопатический синдром, включающий отставание физического, речевого и умственного развития.

Неблагоприятный возраст матери для беременности (беременности до достижения 18 лет или после 40 лет).

Особые психические нагрузки матери в период беременности (семейного или профессионального характера; нагрузки социального характера: экономические и материальные трудности, проблемы интеграции).

Наследственная предрасположенность, генетические аномалии (По наследству могут передаваться особенности строения речевого аппарата, например, неправильная посадка и количество зубов, форма прикуса, предрасположенность к дефектам строения твердого и мягкого нёба а также особенности развития речевых зон головного мозга и даже заикание. Если один из родителей поздно начал говорить, подобные проблемы могут возникнуть и у ребенка. Хотя речевые нарушения не всегда передаются по наследству, но исключать такую возможность нельзя).

Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни (инфекционно-вирусные заболевания, нейроинфекции, травмы и ушибы головного мозга, хронические заболевания).

Внешние (экзогенные) причины речевых нарушений.

Для нормального речевого развития ребенка общение должно быть значимым, проходить на эмоциональном положительном фоне и побуждать к ответу. Ему недостаточно просто слышать звуки (радио, телевизор, магнитофон), необходимо, прежде всего, прямое общение с взрослыми на основе характерной для данного возрастного этапа ведущей формы деятельности. Важным стимулом развития речи является изменение формы общения ребёнка с взрослым. Так, если не происходит замена эмоционального общения, характерного для 1 года жизни, на предметно-действенное общение с 2-3-летним ребенком, то появляется серьёзная угроза возникновения задержки психического и речевого развития.

Речь развивается по подражанию, поэтому некоторые речевые нарушения (заикание, нечеткость произношения, нарушение темпа речи) могут иметь в своей основе подражание.

Речевые нарушения часто могут возникать при различных психических травмах (испуг, переживание в связи с разлукой с близкими людьми, длительная психотравмирующая ситуация в семье). Это задерживает развитие речи, а в ряде случаев, особенно при острых психических травмах, вызывает у ребёнка, психогенные речевые расстройства: мутизм (полный отказ от речевого общения), невротическое заикание.

Неблагоприятное влияние на развивающуюся речь детей оказывает и такой социальный фактор, как «двуязычие». В этих случаях ребенок, только начинающий овладевать речью, вперемешку слышит слова из разных языков, с разными особенностями звукопроизношения и грамматического строя.

Сюсюкание с детьми, выражающееся в подлаживании взрослых под детскую речь с воспроизведением при этом всех имеющихся в ней неправильностей и ненормированности произношения. Это тоже один из видов неблагоприятного социального воздействия.

Речь дошкольника еще не совершенна и выделяют несколько критических периодов развития речи: в год интенсивно развиваются речевые зоны головного мозга; в 3 года малыш осваивает фразовую речь; в 6-7 лет он поступает в школу и овладевает письменной речью, чтением. В эти периоды увеличивается нагрузка на центральную нервную систему ребенка, что создает предрасполагающие условия для нарушения речевого развития.

Речевые нарушения чаще возникают у мальчиков, у которых и само появление речи наблюдается в несколько более поздние сроки. Это связано с тем, что у мальчиков позднее, чем у девочек, развивается левое полушарие головного мозга, «ответственное» за речевую функцию. Запаздывает у них, по сравнению с девочками, и формирование межполушарного взаимодействия, способствующего лучшей компенсации разного рода нарушений.

Таким образом, вопрос о причинах речевой патологии достаточно сложен и требует одновременного учета многих неблагоприятных факторов в их взаимодействии.

Литература:

1. Логопедия./ Под ред. Волковой Л.С., Шаховской С.Н. М., 2002.

2. Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Левиной Р.Е. М., 1967

3. Хватцев М.Е. Логопедия. М., 1959.


Воспитать умственно и физически здорового ребенка представляется весьма трудной задачей. Родители должны постоянно работать над своим малышом, используя всевозможные методы воспитания. В раннем периоде жизни у детей только начинается развитие речевого дыхания, постепенно развиваются артикуляционные мышцы лица, голосовые связки, головной мозг. Каждая структура активно участвует в умственном и речевом становлении человека. Тяжелым ударом для родителей становится диагноз: нарушение речи у детей. Эту проблемы следует обнаружить как можно раньше, чтобы принять соответствующие меры. Доктора рекомендуют комплексное лечение, дыхательную гимнастику, индивидуальные занятия и психологическое воздействие.

Как проходит нормальное речевое развитие ребенка

Период становления речи начинается уже с самого рождения. С развитием структур головного мозга ребенок воспринимает все больше информации. Вследствие чего кроха издает первые звуки, которые впоследствии перерождаются в слова и предложения. Этот процесс в норме завершается к трем годам жизни. Нормальное речевое развитие проходит такие периоды:

  • 0-3 месяца. Малыши издают лишь кричащие звуки. Крик является защитной реакцией на раздражители, например, голод, боль.
  • 3-6 месяцев. В это время появляется гуление. Дети издают легкие звуки: «а-а-а-а», «у-у-у-у», «е-е-е-е»…
  • 6-9 месяцев. У шестимесячного ребенка можно отчетливо различить простые слоги: «на-на», «бо-бо». Еще в этом периоде дитя уже осознает сказанную ему информацию, просьбу, приказ. Если кроха увидит машину или велосипед, то произнесет «би-би». Если корову - «му-му».
  • 9-12 месяцев. Малыш уже говорит свое первое слово, обычно - это «мама». Также можно услышать «папа», «баба».
  • 1-3 года. На детей влияет окружающая среда, пребывание в коллективе, детском саду. Ребенок постепенно говорит короткими предложениями: «дай пить», «хочу пипи», «меня бо-бо», «мама дай».

Именно в этом периоде желательно заметить речевые нарушения у детей. Благодаря ранней диагностике шансы на избавление от проблем с речью повышаются.

Причины развития речевых расстройств у детей

Причины нарушения речи у детей не всегда можно однозначно определить. Это связано с ранимостью маленького организма, слабым развитием иммунной системы и влиянием множества внешних факторов. В раннем возрасте малыши испытывают трудности в общении, произношении некоторых букв и слов. Среди причин речевых нарушений выделают следующие:

  • Перенесенные инфекционные заболевания матери во время беременности. Например, грипп, скарлатина, ветряная оспа, корь.
  • Травмы во время родов.
  • Отягощенная наследственность - родственники страдали речевыми нарушениями.
  • Вредные привычки матери в период беременности.
  • Прием антибиотиков, антикоагулянтов (для разжижения крови), антидепрессантов.
  • Асфиксия новорожденного - кратковременное отсутствие дыхания у малыша.
  • Роды на раннем сроке беременности. В этом периоде у плода не успели развиться слуховые анализаторы, нервная система.
  • Травмы лицевого черепа, при которых повреждены нервы, сосуды и мышцы.
  • Инфекции нервной системы - менингит, энцефалит.
  • Ушибы головного мозга вследствие травм.

Немаловажную роль в формировании нарушений развития речи у детей играют и социальные факторы. Плохие бытовые условия, финансовый кризис в семье, постоянные ссоры родителей, отсутствие воспитания, занятость отца и мамы на работе в большой степени снижают шансы ребенка на развитие нормальной речи.

Виды нарушений речи у детей и их проявления

Для родителей становится сильным ударом новость, что их ребенок страдает общим недоразвитием речи (ОНР). Не стоит паниковать, так как своевременное выявление дефекта улучшает прогноз выздоровления. Чтобы приступить к лечению недуга, сначала нужно изучить особенности речевого нарушения. Для этого ученые создали классификацию нарушений речи:

  • Дисфония - проблемы с голосом, при которых нарушена сила, высота и тембр голоса.
  • Брадилалия - замедленное воспроизведение звуков и слов.
  • Тахилалия - ускоренная речь. Ребенок говорит быстро, «глотает» слова.
  • Заикание - связано с дизартрией и спазмом мышц лица, шеи. Дети повторяют по нескольку раз начальные слоги одного слова, отдельные буквы.
  • Дислалия - нарушено произношение звуков при развитом слуховом аппарате. Малыш неправильно выговаривает буквы «р», «щ», «с», «ж». При этом наблюдают нарушение фонематического восприятия речи, то есть, ребенок неправильно воспроизводит определенные звуки.
  • Ринолалия (гнусавость) - ребенок произносит все звуки, но с искаженным тембром. Причины зачастую связаны с дефектом носовой перегородки, следствием оперативных вмешательств в носовой полости.
  • Дизартрия - связана с органическим повреждением речевого аппарата (головного мозга, голосовых связок, гортани, опухолью). Речь ребенка становится искаженной и не внятной.

Представленные виды речевых нарушений у детей нередко поддаются коррекции. Чем раньше родители заметят проблему, тем быстрее произойдет излечивание.

Важно! Коррекция речевых нарушений у детей проводится только под руководством логопеда. Также не последнее место занимает самоорганизация родителей и нацеленность на результат

Тяжелые расстройства речи у детей

Дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) очень часто страдают дефектами лицевого черепа. Из-за этого страдает звукопроизношение. Также одними из весомых причин недоразвитости являются врожденные аномалии, родовые травмы, ушибы мозга.Серьезной проблемой для детей после 3-х лет является фонематическое недоразвитие речи (ФНР). Логопеды выделяют такие виды тяжелой дисфункции звукопроизношения:

  • Дисглоссии. В этом случае имеется тяжелый дефект лицевого черепа. У деток встречаются расщепление верхнего неба («волчья пасть»), верхней губы («заячья губа»), языка. Из-за этого резко изменяется характер выдаваемых звуков.
  • Афазия Брока - расстройство экспрессивной речи у старших детей и взрослых. При этом пациенты понимают, что им говорят, но сказать в ответ ничего внятного не могут.
  • Афазия Вернике - в этом случае дитя плохо воспринимает речь, предложения произносит бегло и непонятно.
  • Алалия - полное отсутствие речевой активности. Ребенок не может излагать свои мысли, не понимает сказанного.
  • Дизартрия - нередко встречается у детей с детским церебральным параличом (ДЦП), когда происходит спазм мышц разных групп. При этом страдают также мышечные волокна гортани, нервное проведение импульсов с головного мозга. Дети испытывают трудность в произношении длинных слов, предложений, искажается мимика лица.

При тяжелом нарушении речи у детей разного возраста страдают и психика, слух, другие анализирующие способности. Пациенты с аутизмом, например, очень замкнуты и редко излагают свои мысли словами. Детки с нарушением слуха, если такая патология появилась с рождения, вовсе становятся глухонемыми. Это связано с тем, что они не слышат свою речь, вследствие чего абсолютно не развивается слуховой и звуковой анализатор.

Особенности детей с расстройствами речи

Развитие речевых способностей начинается с рождения человека, даже до его появления на свет. В случаях, когда с ребенком родители не общаются, восприятие речи серьезно отстает от сверстников. До начала третьего года жизни, дитя уже должно составлять предложения, просьбы, уметь общаться с одногодками. При расстройствах звукопроизношения часто встречаются такие особенности:

  • Плохая память.
  • Забывчивость.
  • Проблемы с точными науками: математикой, физикой, химией.
  • Невнимательность.
  • Чувство быстрого истощения при выполнении домашнего задания.
  • Частые головные боли.
  • Головокружения на уроках.
  • Нередко встречается резкая смена настроения.
  • Вспыльчивость.
  • Приступы навязчивости, беспокойства, агрессии.
  • Высокая двигательная активность.
  • Неусидчивость на уроках.
  • Игнорирование замечаний учителя.

Характеристика детей с нарушениями речи играет важную роль в проведении лечения таких больных. Замечания, на которые указывает психолог и логопед, должны учитываться. Каждое отклонение от нормы подлежит исправлению и коррекции в соответствующих условиях - на приемах у логопеда.

Когда нужно обращаться к специалисту

Главное правило, которое обязаны помнить родители - постоянно общайтесь со своим чадом. Даже, если ребенок еще не говорит, он прекрасно воспринимает окружающий мир и все услышанные звуки. На первом году жизни еще вполне невозможно понять, страдает ли дитя от задержки речевого развития (ЗРР). К логопеду нужно обращаться, если родители заметили у ребенка следующее:

  • Поздно начал «агукать», «гулить» или издавать простые звуки.
  • Вовсе не издает звуков.
  • В раннем возрасте не реагирует на голос мамы.
  • Не проявляет изменений мимики на лице на звуковые раздражители.
  • Не произносит легких предложений после 2-х лет.
  • Заикается.
  • Не выговаривает букву «р» в 4-5-летнем возрасте.
  • Не выговаривает букву «щ» в 5-6-летнем возрасте, что является следствием фонетико-фонематического недоразвития (ФФН).
  • Присутствуют дефекты твердого неба, верхней губы.
  • Говорит короткими фразами в возрасте старше 6-ти лет.

Важно! Чем раньше родители заметят задержку речевого развития у детей, тем лучшие будут результаты лечения впоследствии

Помочь решить проблему с речью вполне способны ЛОР-врач, логопед, дефектолог, нефролог.

Методы коррекции речевых расстройств у детей

Коррекцию нарушений звукопроизношения следует проводить, как только появились первые признаки недуга. Родители обязаны обратиться к логопеду для получения исчерпывающей консультации. Врач оценит уровень общего недоразвития речи (ОНР). Например, деткам 3 уровня ОНР можно использовать дыхательную гимнастику, развивающие игры, точечный массаж. Врачи советуют пользоваться такими методами:

  • Артикуляционные занятия - деток учат по много раз выговаривать различные тяжелые буквы и слоги: «р», «щ», «ж».
  • Тренировка мышечного аппарата - воспроизведение звуков и слов при жевании жвачки, орехов.
  • Произношение скороговорок по несколько раз в день на протяжении часа.
  • Дыхательная гимнастика Стрельниковой помогает развить дыхательный объем легких. Проводится в специализированных комнатах в присутствии врача.
  • Точечный массаж шеи и околопозвоночной зоны выполняется специалистом трижды в неделю по индивидуальной схеме.

Медикаментозная терапия используется в исключительных случаях, когда врачи установили органическую патологию. Следует принимать препараты только под четким руководством лечащего врача.

Профилактика речевых расстройств в детском возрасте

Предотвращать нарушения развития речи у детей следует в самом раннем возрасте. Для полноценного развития звуковосприятия и звукопроизношения родителям следует постоянно общаться со своим чадом, рассказывать и читать сказки, петь легкие и веселые песенки. Также маме обязательно нужно петь колыбельные песни, слушать вместе с ребенком классическую музыку. Предупредить затруднения речи можно таким образом:

  • Ограничить общение деток с людьми, имеющими речевой дефект.
  • Ежедневно заниматься с детьми: показывать рисунки с различными предметами и просить ребенка называть показанную вещь.
  • Не прерывать малыша, когда он говорит.
  • Всегда поддерживать разговор с детьми, не наказывать за заданный вопрос.
  • Играть в сценки с разными действующими лицами, на основе детских сказок.
  • Не унижать ребенка из-за неправильно сказанного слова или предложения.
  • Не говорить нецензурных слов.
  • Играть в развивающие игры.
  • Учить ребенка буквам с года или ранее.

Такие простые способы профилактики достаточно просты в применении. Нужно помнить, что общение с ребенком - самый главный инструмент для профилактики речевых нарушений.