Сайт о диарее и расстройстве желудка

Григорий распутин - биография, информация, личная жизнь. Трюки, эффекты, костюмы. Крестьянин Распутин был единственным духовным наставником «из народа» при дворе

Как известно из краткой биографии, Распутин родился в семье ямщика 9 января 1869 года в селе Покровское Тобольской губернии. Однако, по мнению многих биографов этой исторической личности, дата его рождения весьма противоречива, так как сам Распутин не единожды указывал разные данные и часто преувеличивал свой истинный возраст с целью соответствовать образу «святого старца».

В юности и ранней зрелости Григорий Распутин совершает путешествие по святым местам. По мнению исследователей, он совершал паломничество по причине частых болезней. После посещения Верхотурского монастыря и других святых мест России, горы Афон в Греции, а также Иерусалима, Распутин обратился к религии, поддерживая тесные контакты с монахами, странниками, целителями и представителями духовенства.

Петербургский период

В 1904 году как святой странник Распутин переехал в Петербург. По словам самого Григория Ефимовича к переезду его побудила цель спасения царевича Алексея, миссию о чем возложила на «старца» Богородица. В 1905 году странник, которого часто называли «святым», «божьим человеком» и «великим подвижником», знакомится с Николаем II и его семьей. Религиозный «старец» оказывает влияние на императорскую семью, в частности на императрицу Александру Федоровну, благодаря тому, что помогал в лечении наследника Алексея от неизлечимой тогда болезни – гемофилии.

С 1903 года в Петербурге начали распространяться слухи о порочных деяниях Распутина. Начинается преследование со стороны церкви и обвинения его в «хлыстовстве». В 1907 году Григорий Ефимович повторно обвиняется в распространении лжеучения, имеющего антицерковный характер, а также в создании общества последователей своих взглядов.

Последние годы

Из-за обвинений Распутин Григорий Ефимович вынужден покинуть Петербург. В этот период он посещает Иерусалим. Со временем дело о «хлыстовстве» снова открывают, но новый епископ Алексий снимает с него все обвинения. Очищение имени и репутации было недолгим, так как слухи об оргиях, происходивших в квартире Распутина на улице Гороховой в Петербурге, а также об актах колдовства и магии вызвали потребность в расследовании и открытии еще одного дела.

В 1914 году на Распутина было совершено покушение, после которого он вынужден лечится в Тюмени. Однако позже противникам «друга царской семьи», среди которых были Ф.Ф. Юсупов, В. М. Пуришкевич, великий князь Дмитрий Павлович, офицер британской разведки МИ-6 Освальд Рейнер, все-таки удается завершить задуманное – в 1916 году Распутин был убит.

Достижения и наследие исторической особы

Помимо своей проповеднической деятельности Распутин, биография которого весьма насыщена, активно участвовал в политической жизни России, оказывая влияние на мнение Николая II. Ему приписывают убеждение императора отказаться от участия в Балканской войне, что изменило сроки начала Первой мировой войны, и другие политические решения царя.

Мыслитель и политический деятель оставил по себе две книги «Житие опытного странника» (1907) и «Мои мысли и размышления» (1915), также его авторству приписывают более сотни политических, духовных, исторических предсказаний и пророчеств.

Другие варианты биографии

Тест по биографии

После прочтения краткой биографии Распутина советуем пройти этот тест.

Этого человека любила вся царская семья и ненавидело образованное общество России. Пожалуй, он был единственный, кто навлек на себя такую ненависть. Распутина называли слугой Антихриста. При его жизни и после смерти о нем ходило множество слухов и сплетен. И по сей день многие задаются вопросом: кем же он все-же был – святым или авантюристом?

Григорий Ефимович Распутин (настоящая фамилия – Новых) родился в крестьянской семье в селе Покровском Тобольской губернии. Как единственный помощник отца, он рано начал работать: пас скот, был извозчиком, ловил рыбу, помогал убирать урожай. В Покровском школы не было, и Григорий вплоть до начала своего странничества был неграмотным. В общем, он ничем не выделялся среди других крестьян, разве что своей болезненностью, которая в крестьянских семьях оценивалась как ущербность и давала повод к насмешкам. В 19 лет он женился на крестьянке Прасковье Федоровне. Она ему родила троих детей.


Однако что-то подтолкнуло Распутина резко изменить свою жизнь. Он стал часто и горячо молиться, бросил пить и курить. Начиная с середины 1890-х годов Распутин стал странствовать по стране, зарабатывая себе на жизнь любой подвернувшейся работой. Он побывал в десятках монастырей, посетил православную обитель на священной греческой горе Афон, два раза дошел до Иерусалима. В скитаниях Распутин многое узнал, но грамоте почему-то так до конца и не выучился. Писал постоянно с грубыми ошибками почти в каждом слове.

Неоднократно странник помогал больным, даже тем, кого считали неизлечимыми. Как-то раз в уральском монастыре он исцелил «бесноватую» – женщину, страдавшую от тяжелых припадков.

В начале XX века Распутина уже почтительно именовали «старцем». Так прозвали его не за возраст, а за опыт и веру. В те времена он и приехал в Петербург. К сибирскому «старцу» потянулись люди, кто не находил полного утешения в государственной церкви. Они посещали Григория Ефимовича Распутина, слушали его рассказы, наставления. На посетителей особенное впечатление производили глаза старца, словно заглядывающие в самую душу собеседника.

Распутиным заинтересовался епископ Феофан. Его поразил особенный религиозный экстаз, в который впадал временами старец. Такое глубокое молитвенное настроение, говорил епископ, он встречал лишь в редких случаях среди наиболее выдающихся представителей русского монашества.

1908 год — благодаря епископу, Распутин встретился с самой императрицей Александрой Федоровной. Граф Владимир Коковцов так передавал содержание этой беседы: «Распутин начал говорить, что ей и государю в особенности трудно жить, потому что им нельзя никогда узнать правду, так как кругом них все больше льстецы да себялюбцы, которые не могут сказать, что надо для того, чтобы народу было легче. Царю и ей необходимо быть ближе к народу, чаще видеть его и больше верить ему, потому что он не обманет того, кого почитает почти равным самому Богу, и всегда поведает свою настоящую правду, не то что министры и чиновники, которым нет никакого дела до народных слез и до его нужды. Эти мысли глубоко запали в душу императрицы».

Со временем Григория Ефимовича Распутина начали звать «другом» царской четы. Он лечил их детей, в особенности больного гемофилией наследника Алексея. Держал «старец» себя с царем и царицей на удивление свободно и естественно. Называл их просто «Мама» и «Папа», а они его – Григорий. «Он им рассказывал о Сибири и про крестьянские нужды, о своих странствованиях, – писала фрейлина Анна Вырубова. – Когда после часовой беседы он уходил, он всегда оставлял их величества веселыми, с радостными упованиями и надеждой в душе».

Больше 10-ти лет Распутин был для царского семейства одним из самых близких людей. Романовы верили ему, но вместе с тем неоднократно собирали информацию о сибирском страннике и особо проверяли те сведения, которые весьма часто представляли им, чтобы оттолкнуть от старца.

Николай II иногда советовался с Распутиным о назначении тех или иных важных сановников. И хотя его мнение учитывалось, оно было далеко не всегда определяющим. Царь считался с ним, однако принимал решения самостоятельно.

Многие из видных чиновников, искавших продвижения по службе, стремились теперь понравиться сибирскому мужику, заискивали перед ним. В квартиру старца наряду с нищими просителями зачастили миллионеры, министры и аристократы.

Но если монарх советовался с Григорием о назначении чиновников, то к его политическим советам он прислушивался значительно реже. К примеру, в 1915–1916 годах Государственная дума добивалась права назначать министров. Распутин уговаривал царя склониться перед требованием времени. Николай II согласился, но так и не сделал этого.

Император не приветствовал частых появлений «старца» во дворце. Тем более что в скором времени в Петербурге начали ходить слухи о крайне непристойном поведении Распутина. Поговаривали, что, пользуясь своим огромным влиянием на императрицу, он брал взятки за продвижение людей по службе, хотя комиссия Временного правительства не смогла установить ни одного реального случая (но слухов об этом ходило множество), когда по запискам Распутина выполнялась просьба, идущая в нарушение закона.

Следователь комиссии Временного правительства В.Руднев пишет: «При осмотре бумаг министра внутренних дел Протопопова было обнаружено несколько типичных писем Распутина, всегда говоривших лишь о каких-либо интересах частных лиц, за которых Распутин хлопотал. Среди бумаг Протопопова, так же как и среди бумаг всех остальных высокопоставленных лиц, не нашли ни одного документа, указывающего на влияние Распутина на внешнюю и внутреннюю политику».

Множество людей приходило к Распутину с просьбами помолиться за их дела, ему присылали телеграммы и письма. Однако больше всего, конечно, ценился прямой контакт с ним. Непредвзятые источники свидетельствуют, что при личной встрече он очаровывал людей какой-то особой уверенностью, умением поставить себя, доброжелательностью и просто добротой.

Многие отмечали глубокую проницательность и интуицию старца. Он мог метко охарактеризовать человека сразу после знакомства. Тонкое психологическое чутье на людей поражало в нем многих. Особенные психологические способности Распутина лежали и в основе умения излечивать болезни. Документально известен целый ряд случаев, которые подтверждают его дар целителя. Эти случаи подтверждены и материалами комиссии Временного правительства.

Умение врачевать Распутин проявлял в своей жизни много раз. Руднев установил несомненный факт излечения припадков «пляски святого Витта» у сына секретаря Распутина, Арона Симановича, при этом все явления болезни исчезли навсегда по истечении двух сеансов. «Старец» вне всякого сомнения обладал каким-то гипнотическим даром, умел внушать то, что хотел, и в особенности успешно занимался исцелением женщин и детей, которые, как известно, легче поддаются постороннему влиянию. Как уже упоминалось, с наибольшей силой он проявил свой дар в лечении царевича, страдавшего гемофилией, завоевав тем самым доверие и глубокое признание императрицы.

Кроме молитвенной помощи и исцеления, люди шли к Распутину и с чисто материальными просьбами, ходатайствами, жалобами на обиды и притеснения.

Комиссия Временного правительства, допросившая сотни лиц, посещавших Распутина, установила, что он нередко получал деньги от просителей за удовлетворение их ходатайств. Обычно, это были лица состоятельные, просившие Григория передать на Высочайшее имя их просьбу или ходатайствовать в том или ином министерстве. Деньги давали по своей воле, но он их на себя не тратил, а раздавал тем же просителям, только победней.

Квартира Распутина в Петрограде, где он проводил больше всего времени, по рассказам очевидцев, была переполнена всевозможной беднотой и разными просителями, которые, веря слухам, что он имеет громадное влияние на царя, приходили к нему со своими нуждами.

В действительности, двери его квартиры были открыты для всякой публики. Распутин редко кому отказывал в просьбе помочь, если видел, что человек на самом деле в нужде.

Но наряду с такого рода характеристикой деятельности «божьего человека» Григория Ефимовича Распутина, существовала и другая, абсолютно противоположная. Спустя какое-то время после его приезда в Петербург в светском обществе начали распространяться слухи о разгульном поведении «старца» и «пророка», его общении с разным сбродом, безобразных кутежах (за что и прозвали Григория Распутиным).

Поговаривали даже о слишком близких отношениях его с императрицей, что очень подрывало авторитет царя. Однако еще больше общество возмущало влияние, которое этот сибирский мужик оказывал на царя при решении государственных вопросов.

Враждебность к Григорию Ефимовичу Распутину испытывали все образованные слои населения. Монархисты-дворяне и интеллигенция, как революционная, так и либеральная, сходились во мнении о его негативной роли при царском дворе, называя его злым гением Романовых. 19 сентября 1916 г. депутат-черносотенец Владимир Пуришкевич произнес в Государственной думе страстную речь против Распутина. Он горячо воскликнул: «Не должен темный мужик дольше править Россией!»

Тем же днем и родился замысел убить Распутина. Выслушав обличительную речь Пуришкевича, с этим предложением к нему подошел князь Феликс Юсупов. Потом к заговору присоединилось еще несколько человек, в том числе великий князь Дмитрий Павлович.

Убийство Распутина назначили на 16 декабря 1916 г. Ф. Юсупов пригласил Распутина в свой особняк. При встрече они по русскому обычаю расцеловались. Распутин неожиданно насмешливо воскликнул: «Надеюсь, это не иудино лобзанье!»

Его хотели отравить цианистым калием. Он съел несколько пирожных с ядом – и никаких последствий. Посовещавшись, заговорщики решили застрелить Распутина. Вначале стрелял Юсупов. Но Распутин был только ранен. Он бросился бежать, и тогда в него несколько раз выстрелил Пуришкевич. Старец упал лишь после четвертого выстрела.

Убийцы опустили связанное тело Распутина в прорубь на льду Малой Невки у Крестовского острова. Как выяснили в последствии, под лед его бросили еще живым. Когда тело нашли, обнаружили, что в легких было полно воды: Распутин пытался дышать и захлебнулся. Правую руку он высвободил из веревок, пальцы на ней были сложены для крестного знамения.

Имена убийц немедля стали известны полиции. Однако отделались они очень легко – Юсупова отправили в собственное имение, великого князя – на фронт, а Пуришкевича и вовсе не тронули.

Григория Ефимовича Распутина скромно похоронили в Царском селе. Но покоился он там недолго. После Февральской революции его тело было выкопано и сожжено на костре.

Со слов Павла Милюкова, крестьяне говорили так: «Вот, в кои-то веки добрался мужик до царских хором – говорить царям правду, и дворяне его убили».

При жизни и после неоднократно предпринимали попытки провести расследование его деятельности. Но, освещая проблему с точки зрения каких-то политических сил, практически все они были тенденциозны. Как писал историк О.Платонов в своем исследовании: «Нет ни одной статьи, я уже не говорю о книге, где бы жизнь Распутина рассматривалась последовательно, исторически, опираясь на критический анализ источников. Все существующие сегодня сочинения и статьи о Распутине являются пересказом – только что в разных комбинациях – одних и тех же исторических легенд и анекдотов, в большинстве своем которые являются откровенным вымыслом и фальсификацией».

К сожалению, несмотря на тщательность и подробность исследований, книга Платонова также не свободна от тенденциозности. Как видно, уже практически невозможно, за отсутствием непротиворечивых и заслуживающих доверия свидетельств, объективно охарактеризовать Григория Ефимовича Распутина. Несомненным останется только тот след, который он оставил в истории России.

Биография Григория Распутина интересует людей по сей день. Вряд ли найдется русский человек, никогда не слышавший об этой известной личности, оставившей значительный след в последние годы Российской Империи. Множество художественных книг, исследований, диссертаций и просто рефератов были написаны на основе жизни этого человека, обладавшего выдающимися, прямо-таки неординарными данными, физическими и духовными.

В статье:

Детские годы Григория Распутина

Отчество этой легендарной личности - Ефимович, а рожден был Григорий в семье обычного русского крестьянина из села Покровское , что по сию пору находится в бывшей Тобольской губернии. Появился на свет в шестьдесят девятом году девятнадцатого века, в то время, когда уже начинали набирать силу народные движения, а цари ощущали как доселе безропотный народ поднимает голову, протестуя против самодурского произвола.

Распутин Григорий Ефимович

Рожден был ребенком хилым и слабым, но выжил, в отличие от своих сестер и братьев, покидавших этот мир в возрасте менее года. Крестили его наутро после рождения, нарекли Григорием, что значит - бодрствующий. Из-за своего здоровья он не мог предаваться детским играм со своими сверстниками, не принимавшими его на равных. От этого мальчик замкнулся в себе, стал нелюдимым, начал проявлять тягу к уединению и размышлениям наедине с самим собой. Как и многие старцы, святые и прочие чудотворцы, например, именно в возрасте детства из-за своей отверженности он ощутил тягу к религии и нашел успокоение души в ней.

При этом Григорий не забывал о земных занятиях: помогал отцу, пас скотину, косил сено, сажал и убирал урожай, ходил, как и все, на извоз. Но из-за здоровья быстро утомлялся, ослабевал. Поэтому односельчане считали его ущербным и не таким, как они, хотя мальчик и старался быть полезным семье.

В возрасте четырнадцати лет Григория поразила серьезная болезнь, от которой он слег и едва не умер. Домашние уже приготовились хоронить единственного сына, как внезапно состояние подростка улучшилось, а вскоре он и вовсе выздоровел, поразив окружающих. По словам Распутина, его исцелила Матерь Божья, явившись к нему во сне. После болезни он стал еще более религиозен, погрузился в изучение богословских текстов. Школы в селе не имелось, но он имел такую тягу к знаниям, что раздобывал информацию отовсюду. Даже не умея читать, он выучил многие молитвы наизусть, запоминая их на слух.

Сын малограмотного крестьянина, сам отроду не посещавший класса и не читавший азбуки, он имел удивительный дар прозорливости, определивший всю его дальнейшую судьбу. Кто мог предположить, что даже спустя полтора столетия, люди будут помнить, как жил когда-то Григорий Распутин, биография которого станет основой для множества научных трудов и художественных произведений - от мультфильма «Анастасия», где он изображен как демонический злодей, до комиксов, книг и фильмов? Это была поистине неординарная личность.

Распутин Григорий Ефимович - биография взрослых лет

Григорий Распутин и Илиодор

В восемнадцать лет, что по нынешним временам означает вступление во взрослую жизнь, Григорий совершил паломничество по многим монастырям и храмам. Он не принял постриг и монашеский обет, но завел много полезных знакомств со священниками, странниками, представителями белого и черного духовенства всех рангов. В будущем это немало помогло ему.

Спустя годы, уже будучи в зрелом возрасте, Григорий Распутин прибыл в столицу. Это произошло в третьем году двадцатого века, в Санкт-Петербурге, где двери императорского дворца оказались раскрыты для странника с удивительными способностями. Только приехав в город на берегах Невы, Григорий не имел ни гроша за душой. В поисках помощи он пришел к епископу Сергию , который был ректором духовной академии. Тот свел его с нужным человеком - архиепископом Феофаном, духовным наставником всей царской семьи. Тот был немало наслышан о пророческом даре Распутина, поскольку слухи уже распространились по всей огромной стране.

Полковник Дмитрий Ломан, Григорий Распутин и князь Михаил Путятин

С царской семьей Распутин завел знакомство в нелегкие для Российской Империи времена. Революционные движения типа «Народной воли» заимели немалое влияние, охватив все слои населения. Рабочие то и дело устраивали забастовки. От царя требовали жестких решений, волевых деяний, а мягкий характером Николай Второй, ощущая огромное давление, приходил в замешательство. Вероятно, именно потому простой крестьянин из Сибири сумел оказать на царя такое впечатление, что тот беседовал с ним часами. Будучи так называемым «святым старцем», Григорий Распутин имел просто невероятное влияние на всю императорскую семью, но в особенности - на императрицу, Александру Федоровну, которая во всем доверяла новоявленному духовному наставнику.

Многие историки считают, что основным фактором приобретения такого влияния, оказалось вполне успешное лечение наследника престола Алексея Николаевича, горячо любимого единственного сына императрицы. Тот был тяжело болен гемофилией - редким наследственным заболеванием, характеризующимся хронической кровоточивостью и плохой свертываемостью крови. Распутин неизвестным образом успокаивал мальчика. Пророк ослаблял его боль, и казалось, что тот поправлялся, насколько это было возможно при лечении народными средствами.

Так простой крестьянский сын стал доверенным лицом самого императора, его личным советником и человеком с колоссальным влиянием на судьбу всей страны. Распутин Григорий Ефимович, биография которого поражает головокружительностью взлета, был и остается объектом споров. По сей день мнения людей на его счет крайне разнятся. Одни считают, что Григорий был человеком поразительной духовной силы, терпеливым и умным, желавшим России только добра. Другие называют его Гришкой и говорят что это был алчный себялюбец, предававшийся разврату, который, воспользовавшись нерешительностью Николая Второго, только подтолкнул империю к разрушению.

Как бы то ни было, Григорий Ефимович Распутин, биография которого берет начало в глухом селе даже без школы, в зрелые годы жил во дворце императора. Никто не мог быть назначен на пост без предварительного совещания с Распутиным. Обладая поразительной прозорливостью, этот «божий человек» мог раскрыть царю глаза на тайные помыслы придворных, истинную суть человека, посоветовать приблизить кого-то или отговорить награждать. Он участвовал во всех дворцовых делах, всюду имея глаза и уши.

Покушения на Распутина и его смерть

Перед тем как совершить убийство мешающего их планам Распутина, его противники пытались всячески очернить Григория в глазах императора. Распутин был обвинен в колдовстве, пьянстве, разврате, растратах и воровстве. Сплетни и клевета не имели результата: Николай Второй продолжал безоговорочно верить своему советнику.

В итоге возник заговор великих князей, желавших убрать с политической арены мешающего им старца. Действительный статский советник Владимир Пуришевич, князь и, в будущем, главнокомандующий военными силами Российской империи, Николай Николаевич-младший, а также князь Феликс Юсупов всерьез задались целью уничтожить Распутина. Заговор был составлен на высшем уровне, но в итоге гладко все не прошло.

Хиония Гусева

В первый раз они подослали к Григорию стрелка - Хионию Гусеву. Старец получил тяжелую рану и пребывал на грани жизни и смерти. В это время, оставшись без советника, который всячески отговаривал его от участия в войне, Николай Второй объявил всеобщую мобилизацию и объявил о начале войны. Когда Распутин начал выздоравливать, император продолжил с ним советоваться, интересоваться мнением Распутина о своих действиях и доверять провидцу.

Это крайне не устраивало великих князей-заговорщиков. Они твердо вознамерились довести дело до конца. Для этой цели Распутин был приглашен во дворец князя Юсупова, где в еду и питье ему подмешали цианистый калий, смертельный яд, который, однако, не убил старца. Тогда его застрелили - но даже с пулями в спине Распутин продолжал яростно бороться за свою жизнь. Он выбежал на улицу в попытке скрыться от преследующих его убийц. Однако раны быстро ослабили его и погоня была не долгой. Григория повалили на мостовую и принялись жестоко избивать. Затем его, почти забитого, потерявшего много крови, сбросили с Петровского моста в Неву. Даже в ледяной воде старец и пророк Григорий Распутин прожил еще несколько часов, прежде чем смерть все же забрала его.

Этот человек отличался поистине титанической силой духа и тягой к жизни, но волей великих князей он был приговорен. Николай Второй, оставшись без советника и помощника, оказался свергнут всего через два с половиной месяца. Практически тогда, когда закончилась жизнь Распутина, кончилась и история дома Романовых, правившего Россией несколько столетий.

Страшные предсказания Распутина

Чуть раньше мы назвали этого старца провидцем. Так и впрямь считается - что сибирский крестьянин обладал даром прозревать будущее. Предсказания Распутина сделали его известным по всей России и в итоге привели в императорский дворец. Так что же такого он напророчил?

К самым известным пророчествам Григория Распутина можно отнести предвидение катастрофического семнадцатого года, жестокого уничтожения царской семьи, ужасов войны между белыми и красными, охватившей Россию. В своих «Благочестивых размышлениях» Распутин писал, что, обнимая кого-то из царских детей, он чувствовал их мертвецами - и это жуткое прозрение вызывало у него глубочайший ужас. Также он говорил, что если его убьют люди, в которых течет императорская кровь, всему дому русских владык не простоять и двух лет, все они будут убиты за пролитую кровь старца.

Скептически настроенные люди говорят, что распутинские пророчества слишком уж походят на . Возможно, это так. Но и в самих катренах указывается появление на российской земле такой личности как Распутин. Вполне вероятно, что на старца могло повлиять ознакомление с .

Предсказания Распутина - это, пожалуй, одни из самых значимых пророчеств, сделанных в двадцатом веке. Несмотря на то, что многие из них сбылись, есть и те, что не нашли подтверждения. Например, пришествие Антихриста и Апокалипсис в две тысячи тринадцатом. Поэтому мы можем с уверенностью утверждать, что не все видения вещего старца были точны.

Предсказания Распутина о России

Касаемо наших дней Григорий почти не оставил пророчеств. Во всяком случае, столь однозначных как о двадцатом веке, в котором он жил. Предсказания Распутина о России имеют тревожный посыл: множество искушений, вероятная гибель в случае, если страна поддастся Антихристовым искушениям и потеряет свой путь.

В основном пророчества Распутина о будущем России таковы, если сделать сухую выжимку из фактов: если Россия сумеет избежать всех искушений, то займет значимое место в мире. Если нет, то ее ждут лишь погибель, тлен и пепел. Как и прочие державы Европы, если те соблазнятся дарами Антихриста и утратят моральные ценности.

Нет никаких сомнений, что, будучи человеком крайне религиозным, глубоко верующим, Распутин находился под огромным влиянием библейских пророчеств. В его речах очень часто имели место отсылки к христианским мотивам - в частности, к Апокалипсису. Для Распутина упадок моральных ценностей, отвержение православных добродетелей, атеизм, надвигающееся торжество науки являлись предвестниками наступления недобрых для церкви времен. Он был прав: после свержения царской власти большевики долго угнетали церковь, отрицая религию как необходимую составляющую жизни людей.



После начала Первой мировой войны Россия каким-то чудом удерживалась несколько лет на грани гибели. Некоторые называли это "чудо" Григорием Распутиным. Сам старец также был убежден в этом. "Вот не будет меня - все к черту пойдет", - любил говорить Григорий. И он не ошибался. В том, что его жизнь и особенно смерть перевернули судьбу народов огромной империи, согласны очень многие историки.

О том, кем был старец Распутин, споры продолжаются уже почти целый век. Григорий Распутин - одна из самых загадочных фигур начала XX века. Он одновременно и святой, спасающий именем Божьим людей от болезни, и бес, не довольствующийся продажными женщинами и совращающий дам высшего света. В глазах одних Распутин "ясновидящий, чудотворец, святой", другие убеждены в том, что это "пьяница, развратник, жулик". Защитники и той, и другой точки зрения ссылаются на многочисленные свидетельства, газетные заметки начала прошлого века, сохранившиеся официальные протоколы, подтверждающие объективность вывода каждой из сторон. Но если две дороги ведут в тупик, то, может быть, существует третья, не столь бросающаяся в глаза, зато примиряющая противоречивые факты о загадочном Григорие Распутине.

Для начала ознакомимся с советами, которые давал Распутин царской семье. Их было очень много, и касались они, в основном, повседневной жизни императорской четы и рекомендаций назначения людей на ту или иную должность. Но вот два совета выбивались из общей массы: настойчивое внушение интереса к событиям на Тибете и предложение, даже требование, сначала не начинать войну, а затем - заключить мир с немцами.

Начнем с Тибета. Казалось бы, зачем православному царю эта высокогорная и, в общем-то, бедная "крыша мира"? Ведь в ней ничего нет, кроме религиозного центра ламаизма, да многочисленных, затерянных в глубоких ущельях буддийских монастырей с их странными, на европейский взгляд, учениями. И все-таки Григорий Распутин смог убедить Николая II предпринять конкретные действия, которые должны были привести к появлению российских войск на "крыше мира". И сразу же возникает вопрос, почему у простого крестьянина мог возникнуть интерес к Тибету? Невольно возникает предположение, что кто-то направлял действия "святого старца" Распутина.

Вот что думает о Распутине российский историк Владимир Семенов: "Несмотря на природный ум и свою затаенную хитрость, тобольский старец Распутин едва ли принадлежал к числу людей, способных самостоятельно разбираться в сложных вопросах политики. Да в этом и не было особенной необходимости. Важнее была его мистическая интуиция, благодаря которой в романовской семье на него смотрели как на прозорливого святого старца. Но тем не менее этот придворный святой, так воздействовавший на Романовых, сам подвергался влияниям других темных личностей.

30(17) декабря исполняется 100 лет со дня убийства Григория Распутина. Сама его личность и обстоятельства этого события до сих пор являются предметом споров и обсуждения.

В этом году исполняется 100 лет со дня убийства Григория Ефимовича Распутина, но и поныне о его личности не утихают споры. Для одних он - «святой чорт, распутник, хлыст, злой гений слабого царя, знамение погибшего царства». Для других - невинно оклеветанный, святой старец, мученик, ближний друг Царской Семьи. Видимо, настала пора отвлечься от споров и sine ira et cura - «без гнева и пристрастия» - исследовать феномен Распутина, опираясь на достоверные источники. Но при этом следует помнить слова известного историка А.С. Лаппо-Данилевского об источнике как продукте психологической деятельности, зеркале чужой одушевленности. И прежде всего, надлежит не забывать знаменитое декартовское «Все подвергай сомнению», в особенности многочисленные мифы о Распутине и Царской Семье.

Первый миф - о слабом, безвольном Царе, подкаблучнике Царицы-немки, терпевшем в своем дому развратного мужика по внушению экзальтированной супруги. Не нужно особо распространяться о том, как эта сплетня сработала в роковые дни февраля 1917 года. И заметим, ее вырабатывали и несли обитатели великосветских салонов, те, кто били в спину Царю, а потом, когда он ушел с престола, растерялись, струсили и либо сбежали, либо покорно пошли на большевистский убой или же интриговали в тылах белых армий, как некогда в петербургских салонах, чтобы потом в эмиграции заниматься «остроумием на лестнице», вернее - на парижских чердаках.

Не забудем также, что эту сплетню вовсю использовали немцы во время войны, разбрасывая над нашими войсками с «цеппелинов» омерзительные карикатуры на Распутина и Царскую Семью.

Так что источник информации - сомнительный и пристрастный. А теперь - по существу.

Был ли человеком слабой воли святой Император Николай, 23 года ходивший под прицелом террористов? Был ли таким Царь, своей волей переместивший центр экономического и политического развития с Запада страны на Восток, строитель Порт-Артура, Владивостока и Транссибирской магистрали? Был ли таким Император, преодолевший тяжелейшую революцию1905 года, при котором страна стремительно модернизировалась и прогрессировала, несмотря на мощные революционные и центробежные течения? Был ли таким Царь, взявший на себя ответственность за армию в тяжелейшие разгромные дни 1915 года и остановивший развал, не допустивший широкомасштабного военного поражения и прорыва немцев к Киеву, Москве и Петрограду? Наконец, то, что мы знаем о феврале 1917 года, также не дает нам оснований считать его человеком слабой воли. Государь делал все, чтобы задавить мятеж, другое дело, что все его приказы саботировались .

И второе - миф о том, что Царь знал все о Распутине, но терпел его ради жизни наследника - цесаревича Алексея. Тогда получается, что ради жизни сына Император жертвовал принципами. Но как согласовать с этим тот факт, что в 1915-1916 годах Царь брал цесаревича на фронт, несмотря на его тяжелую гемофилическую болезнь? Значит, был способен рисковать даже здоровьем сына ради его воспитания и защиты Отечества? Уровень нравственной чистоплотности и духовной чистоты Государя не позволил бы ему терпеть такого человека, как газетный Распутин, если бы он счел обвинения в его адрес обоснованными. Значит, не считал. И имел на то свои основания.

А коренились они в том, что обвинения в адрес Распутина в изрядной мере исходили из очень сомнительных и темных источников и от темных лиц. Вот один из основных обвинителей Распутина - иеромонах Илиодор (Труфанов), отпетый религиозный авантюрист, расстриженный за действия сектантского характера, за границей издавший откровенно клеветническую книгу «Святой чорт», где он на потеху американским и прочим читателям смешивал с грязью не только Распутина, но и Царскую Семью. Характерно, что перед ее публикацией он предлагал Императрице книгу… выкупить, но так, чтобы об этом знали все. Согласно аргументированному мнению Олега Платонова, к составлению этой книги приложил руку известный информационный циник А. Амфитеатров, автор пьесы «Господа Обмановы» . Именно Илиодор и Амфитеатров стоят у истоков «голливудской» версии о Распутине: развратный мужик, охмуривший всех, в том числе Царя и Царицу, - к сожалению, самой известной и самой востребованной обществом.

Интересна история с отчетами о наблюдении наружной охраны за Распутиным, проанализированными Платоновым. Когда Министерство внутренних дел возглавлял Столыпин, отчеты спокойны, беспристрастны, компромата из них не извлечь. Выписки подкреплены подлинными донесениями. Напротив, когда в министерстве заправляли Хвостов и Белецкий, известные авантюристы, подлинные донесения агентов куда-то исчезают, их заменяют достаточно общие и безответственные выписки без имен, без проверок компрометирующих «фактов».

Кстати, характерно мнение о Распутине генерала П.Г. Курлова, директора департамента полиции, товарища министра внутренних дел: «На этот раз меня поразило только серьезное знакомство Распутина со Священным Писанием и богословскими вопросами. Вел он себя сдержанно и не только не проявлял тени хвастовства, но ни одним словом не обмолвился о своих отношениях к Царской Семье. Равным образом я не заметил в нем никаких признаков гипнотической силы и, уходя после этой беседы, не мог себе не сказать, что большинство циркулировавших слухов о его влиянии на окружающих относится к области сплетен, на которые всегда так падок Петербург» .

Нужно ли говорить, что с треском провалилась попытка уличить Распутина в скандале в московском ресторане «Яр»? В результате этой провокации с позором был отставлен масон Джунковский, сляпавший фальшивку, развалившуюся после тщательной проверки.

И, наконец, последний факт: Чрезвычайная Следственная комиссия, наряженная изыскивать преступления царского режима, не нашла в деятельности Распутина НИЧЕГО, что можно было бы предъявить революционной общественности. Под чистую развалились дела и о хлыстовстве, и о взятках, и о кутежах и развратной деятельности, и о немецких деньгах . В общем, в распутиниаде возникает парадоксальная ситуация: десятки антираспутинских свидетельств, авторы которых в глаза Распутина не видали (так, ярый враг Распутина Сухомлинов пишет: «Распутина я видел один раз, гуляя по вокзалу». Тем не менее он был непоколебимо убежден, что именно Распутин явился причиной его отставки от Военного министерства, а не решение Царя и не собственная бездарность); десятки антираспутинских статей, где отсутствие меры шокирующих публику подробностей превышается разве бессовестностью по отношению к фактам. Огромный компромат, а в основе его - ничего. Много шуму из ничего.

Спросите: но что-то было? Ведь не может быть, чтобы все обвинения в безнравственности были неосновательными, причем с разных сторон. Давайте, уважаемые читатели, вставать на правовую почву, которую у нас почему-то не всегда любят и уважают. Существует презумпция невиновности, и человек может быть признан преступником или виновным в чем-либо только по решению суда - светского или церковного. В отношении Г.Е. Распутина возбуждалось целых два следствия. И оба закончились его совершенным оправданием.

Однако могут возразить, что Распутина осуждали и весьма авторитетные архиереи, известные своей духовной жизнью, такие как владыки Феофан (Быстров), Гермоген (Голубев). Это так, однако даже святость не означает безгрешности и безошибочности. К примеру, даже такие святые епископы, как святитель Епифаний Кипрский, дали втянуть себя в дело святителя Иоанна Златоуста. Естественно, мы не сравниваем Г.Е. Распутина со вселенским учителем Иоанном Златоустом, мы лишь стремимся показать, что поток клеветы и общественного осуждения может повлиять и на самых достойных. Показателен сам факт, что в 1912 году владыка Гермоген пришел к Г.Е. Распутину вместе с вышеупомянутым Илиодором (Труфановым) и тот на глазах владыки Гермогена… избил Распутина крестом. Значимо и то, что большая часть архиереев не поддержали Государя и империю в роковые дни февраля и марта 1917 года и никто из епископата не посетил Царскую Семью в их заточении - ни в Петербурге, ни в Тобольске, ни в Екатеринбурге.

Однако, чувствую, дотошный читатель не унимается: дыма без огня не бывает. Что-то же было?! Было. Сплетня и охота за Распутиным. Первая крупномасштабная акция «черного пиара» в истории России. Случаен разве тот факт, что в далеком сибирском селе Покровском, на родине Распутина, 29 июня 1914 года, в день покушения на него со стороны горячей почитательницы иеромонаха Илиодора Хионии Гусевой, на месте преступления оказывается столичный корреспондент Дувидзон, в точности воспроизводящий в своих публикациях клеветнические показания обвиняемой, с которой, кстати, был лишен возможности общаться?

И понятно, интересовал всех не Распутин сам по себе. Важна была его близость к Царской Семье. Метились в него, стреляли по Императору и Императрице. И успешно.

Третий миф: Распутин правил Россией. По его рекомендации якобы назначались и сменялись министры, обер-прокуроры, правящие архиереи. Между тем известный историк А.Н. Боханов приводит очень показательный факт: Распутин пытался уберечь от мобилизации во время войны своего сына, но встретил со стороны Императора Николая вежливый отказ. На его просьбу Царь ответил, что сейчас всякий мужчина должен защищать свое Отечество. Максимум, чего удалось Григорию Ефимовичу добиться, это направить сына в санитарный поезд .

А если мы отмоем Распутина от голливудского грима, то возникнет очень интересное лицо.

Не очень грамотный, но весьма начитанный умный сибирский мужик, горой стоящий за народ, близко к сердцу принимающий нужды и односельчан, и вообще простых русских людей. Его подлинные записки производят впечатление человека равновесного, обстоятельственного, трезвого, благочестивого. Проступает образ человека, верного Православию, верного России и Царю. Характерен крестьянский «пацифизм» Распутина, трезвое понимание того, что война несет смерть и разрушения, неизмеримые страдания народу. По свидетельству графа Витте, в 1912 году во время Балканской войны, когда между Россией и Австро-Венгрией возникло серьезное напряжение и Государь вот-вот был готов объявить мобилизацию, Распутин при личном свидании на коленях умолил его этого не делать и тем способствовал тому, что России было даровано еще два мирных года.

Весьма показательна та телеграмма, которую он прислал Царю в июле 1914 года, перед началом Первой мировой войны: «Милой друг есче раз скажу, грозна туча нат Рассеей беда горя много темно и просвета нету. Словес то море и меры нет, а крови? Что скажу. Слов нету, неописуемый ужас. Знаю, все от Тебя войны хотят и верные не зная, что ради гибели. Тяжко Божье наказание, когда ум отымет, тут начало конца. Ты Царь отец народа не попусти безумным торжествовать и погубить себя и народ. Вот Германию победят, а Рассея? Подумать так воистину не было горше страдалицы, вся тонет в крови, погибель, бес конца печаль. Григорий».

Если оставить в стороне орфографические ошибки и народно-поэтический стиль, то это текст, который сделал бы честь самому глубокому аналитику. В нем точно отражено состояние общества, одержимого ура-патриотизмом и шапкозакидательством (вспомним знаменитое кадетско-милюковское «Даешь Дарданеллы!»), - «море слов», за которое придется расплачиваться морями крови, умопомрачение элиты, идущей к концу. Это и предвидение того, что Германию победят, но без России, которая будет тонуть в крови, судя по всему - в собственной. Это и провидение революции - «начало конца».

За это его и ненавидели «ура-патриотические круги», прежде всего кадеты, во многом пронизанные масонским влиянием. Война для них была прологом революции. Распутин им явно мешал. Во многом. Поэтому его решили убрать.

Во второй половине 1916 года начинают распространяться провокационные слухи о том, что Царь под влиянием немки-Императрицы готовится заключить сепаратный мир и будто бы Александру Федоровну настраивает на это Распутин. Трудно придумать что-либо более абсурдное. Во-первых, не для того Император Николай почти два года работал над воссозданием, переформированием и перевооружением армии, чтобы все бросить и сдать. К началу 1917 года все было готово для широкомасштабного весенне-летнего наступления в согласии с союзниками. Армия имела все - от новейших аэропланов и подводных лодок до теплого обмундирования во вкусе XVII века: знаменитые «буденновки» первоначально назывались «богатырки» и были изготовлены как раз к наступлению 1917 года. Что до боеприпасов, то на них вся Россия воевала еще четыре года всю Гражданскую войну. Во-вторых, не в характере Императора Николая ΙΙ было изменять своему слову и предавать, тем более - бессмысленно. В случае успеха кампании 1917 года Россия получала бы все плоды победы, в том числе восток Малой Азии, Дарданеллы, Галицию и проч. И становилась бы первой державой мира. В случае сепаратного мира - в лучшем случае свои разоренные войной земли и после разгрома союзников на западе столкнулась бы с той же Германией. В-третьих, Распутин во время войны не занимался антивоенной агитацией: он не одобрял вступления в войну, но полагал: вступив, мы должны довести дело до конца и победить.

Однако зачем-то Распутина решили обвинить в германофильстве, получении денег от немцев, поиске сепаратного мира и убить. Для убийства образовался удивительный тандем: черносотенный деятель германофил Пуришкевич и женоподобный англофил «нетрадиционной ориентации» князь Ф.Ф. Юсупов, которые после убийства Распутина понесли чисто символическое наказание. Пуришкевич оставил после себя дневник, Юсупов - мемуары. Но есть еще следственное дело. И вот получается удивительная картина: свидетельства Пуришкевича и Юсупова детально совпадают между собой, но резко расходятся с материалами следствия.

Во-первых, в описании одежды. В один голос Пуришкевич и Юсупов говорят, что Распутин был одет в сапоги, бархатные навыпуск брюки, шелковую рубаху кремового цвета, расшитую шелками . Прокурор же судебной палаты С.В. Завадский свидетельствует: убитый был одет в голубую шелковую рубашку, вышитую золотыми колосьями . На руке у него был золотой браслет с царской монограммой, на шее - золотой крест, и хотя браслет и крест - яркие и запоминающиеся детали, но об этом убийцы не обмолвились ни словом. Хотя дружно говорят о том, что Распутин целых два часа сидел у них, пил отравленное сладкое вино, закусывал пирожными, напичканными цианистым калием. Так и хочется спросить: какой идиот инструктировал этих горе-убивцев? Ученик 8-го класса знает из курса химии, что цианистый калий нейтрализуется глюкозой. Но дело даже не в этом: за два часа не заметить, в рубашке какого цвета была их жертва, мог только слепец. Либо двухчасового сидения в подвале не было. По крайней мере, такого, о каком пишут Юсупов и Пуришкевич.

Еще более значимое несоответствие мемуаров с материалами следственного дела в том, как был убит Григорий Ефимович. Пуришкевич видел, что Распутин получил три огнестрельных ранения: Юсупов выстрелил ему в грудь, в область сердца, после чего прошло более получаса, и убитый будто бы ожил, кинулся во двор, где Пуришкевич выстрелами в спину и, как ему «показалось», в голову сразил жертву. Как стрелял Пуришкевич во дворе, Юсупов, по его словам, не видел, он только подтверждает, что убил Распутина в столовой выстрелом в грудь, в область сердца .

Но подлинные документы следствия полностью исключают выстрел в сердце, в них сказано, что Григорий Ефимович убит тремя смертельными выстрелами - в печень (в живот), в почки (в спину) и в мозг (в голову) . О смертельных ранениях отца Григория упоминает и Юлия Ден, которая знала о них из разговоров с Императрицей и А.А. Вырубовой в Царском Селе: «Григорий Ефимович был ранен в лицо и в бок, на спине у него было пулевое отверстие» . Судебно-медицинские эксперты утверждали, что с первым же ранением - в печень - человек может прожить не более 20 минут, следовательно, не могло быть временного отрезка от получаса до часа, после которого убитый «воскрес» и кинулся бежать, как не было вообще никакого выстрела в область сердца в столовой, о котором единогласно утверждали оба участника убийства.

Приведем заключение судмедэксперта профессора Д.Н. Косоротова: «При вскрытии найдены весьма многочисленные повреждения, из которых многие были причинены уже посмертно. Вся правая сторона головы была раздроблена, сплющена вследствие ушиба трупа при падении с моста. Смерть последовала от обильного кровотечения вследствие огнестрельной раны в живот. Выстрел произведен был, по моему заключению, почти в упор, слева направо, через желудок и печень с раздроблением этой последней в правой половине. Кровотечение было весьма обильное. На трупе имелась также огнестрельная рана в спину, в области позвоночника, с раздроблением правой почки, и еще рана в упор, в лоб, вероятно уже умиравшему или умершему. Грудные органы были целы и исследовались поверхностно, но никаких следов смерти от утопления не было. Легкие не были вздуты, и в дыхательных путях не было ни воды, ни пенистой жидкости. В воду Распутин был брошен уже мертвым» .

Свидетельство профессора Косоротова показывает, что Григорий Ефимович долго и мучительно истекал кровью, но об этой колоссальной кровопотере ни слова у Юсупова с Пуришкевичем. Следов крови, согласно их мемуарам, было немного.

Итак, не сходятся концы. Более того, мы видим явный сговор Пуришкевича и Юсупова, сговор очевидно лживый. Зачем же они брали на себя вину, так стремились стать зиц-убийцами? Петли захотелось? Очевидно, им было обещано (и выполнено), что ничего серьезного им не будет. Кто же настоящие убийцы?

Ими были агенты британской разведки офицер Освальд Рейнер, друг Юсупова, и доктор Лазоверт. Об этом убедительно свидетельствуют материалы, собранные в книге сотрудника английских спецслужб Ричарда Каллена «Распутин. Пытки и его убийство» . Многочисленные повреждения на теле, в том числе рваные раны, доказывают, что Распутина перед смертью долго пытали, очевидно выуживая признание в несостоявшихся сепаратных переговорах, а не добившись этого - застрелили. Юсупов и Пуришкевич должны были сыграть роль прикрытия. Каллен был вынужден признать несостоятельность обвинений в адрес Распутина. Да вряд ли сами англичане верили в них… Не случайно, что Рейнер в 1919 году получил в награду орден - неизвестно за какие заслуги, а пред смертью в 1961 году уничтожил все свои бумаги.

Знал ли Император имена настоящих убийц? Судя по всему - да. Британский посол сэр Джордж Бьюкенен вспоминал, что вскоре после убийства Распутина Николай II во время аудиенции сказал ему: к этому причастен молодой англичанин, друг Юсупова по университету. Правда, Царь не назвал его по имени. Это и объясняет, почему Юсупов и Пуришкевич не были наказаны всерьез: Царь понимал их камуфляжную роль, хотя, может быть, за соучастие их должно было наказать гораздо строже. Но вероятно, Царю казалось несправедливым карать соучастников, не покарав реальных убийц. А наказать он их не мог: следствие над ними и соответствующий приговор означали бы, в конечном счете, развал антигерманской коалиции. Потому что вскрылись бы все связи с Английским посольством, с сэром Джорджем Бьюкененом, который почти открыто работал против союзника своей страны - Русского Царя. Поэтому Император должен был стиснуть зубы и претерпеть это злодеяние над самым близким к его семье человеком. Все ради победы.

Но она была уже невозможна. Пуришкевич с гордостью заявил: «Мы сделали первый выстрел Революции». Действительно, убийство Распутина обладало целым рядом смыслов. Для Царя: «Мы можем всё. Даже оклеветать и убить самого близкого тебе человека. Уйди сам, пока не свергли и не убили». Для аристократии и «образованного общества»: «Собаке собачья смерть». Неслучайно Юсупов заявил городовому, что он… всего лишь пристрелил собаку. А позднее над могилой Распутина написали на немецком языке: «Wo ist Hund begraben» - «Вот где собака зарыта». Но «скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Неслучайно Илиодор еще в 1912 году позволял себе высказывания типа «Разлегся кобель на престоле». Его арестовали, посадили под домашний арест, но он… сбежал за границу писать пасквили против Царя и его семьи.

Для части народа, верной Царю: «Под мостом мы вас видали…» Для колеблющихся: «Смотрите, Царь человека из народа не защитил. И даже не покарал толком за него». Иными словами: «Власти нет - и наше время, наша воля». А отсюда - несколько шажков до февраля 1917 года. Началось все Кровавым воскресеньем, когда благодаря Гапону была расстреляна народная вера в Царя. Кончилось выстрелом в крестьянина Распутина. И в том, и в другом случае стреляли в живую нравственную связь между Царем и народом.

Но вопрос: зачем это все было англичанам? Ответ прост: именно потому, что Россия стояла на пороге победы. Союзники тоже. К концу 1916 года вопрос о вступлении Америки в войну был решен. И Россия была не нужна. Нежелательный конкурент, с которым надо делиться добычей. В том числе проливами. А этого Британская империя - владычица морей - допустить не могла. Значит, надо вывести Россию из войны. Желательно не сразу, постепенно, чтобы она отработала свою функцию полностью. Но не была допущена к победному пиру. В результате революции, первым выстрелом которой был, по выражению недалекого Пуришкевича, «выстрел в Распутина».

Вышло… Удался кафкианский парадокс - разгромить и Германию, и Россию. На Версальской конференции были флаги всех стран-победительниц. Даже уругвайский. Российского не было.

Как прозорливо писал Пушкин:

Врагов имеет в мире всяк,
Но от друзей спаси нас, Боже.

Цель данной публикации отнюдь не подготовка канонизации Распутина. Не надо впадать из крайности в крайность. Необходима серьезная и кропотливая работа по выяснению истины и отмывание Распутина от голливудского грима. И восстановление исторической справедливости. Жизненно важной в данном случае, ибо речь идет о чести святых Царственных Страстотерпцев. Опять-таки повторимся: скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты. Убийство Распутина, вначале моральное, а затем физическое, послужило прологом к крушению империи и злодейскому умерщвлению Царской Семьи. Об этом надлежит в особенности помнить сейчас, когда некоторые господа, пренебрегая уроками истории, путем сплетен и «черного пиара» хотят разрушить Православную Церковь и государство Российское.

Это признавали даже его враги. См. предисловие Михаила Кольцова к сборнику «Отречение» (Л., 1927).

Ден Ю.А. Подлинная Царица. М., 1998. С. 74-79.

Платонов О.А. Смерть Распутина. С. 307-308.

Richard Callen. Rasputin. His tortures and murder. London, 2009.