Сайт о диарее и расстройстве желудка

Чтимая икона Положения честной Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (с частичкой Ризы). В Томск прибывает великая святыня: честная и многоцелебная Риза Пресвятой Богородицы Праздник ризоположения пресвятой богородицы

15 июля Святая Православная Церковь отмечает праздник Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне.
В этот день предлагаем вниманию читателей сайта рассказ о хранящихся во Влахернском храме в Зугдиди (Грузия) величайших святынях Церкви Христовой – Ризе и части пояса Пресвятой Богородицы.

Этот рассказ представляет собой главу из книги
«МНЕ ИМЯ – МАРИНА».
СВЯТАЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦА МАРИНА (МАРГАРИТА) АНТИОХИЙСКАЯ.
ИМЯ В ИСТОРИИ

Глава 7. Монастыри, храмы и святыни, связанные с именем святой великомученицы Марины (Маргариты)

ГРУЗИЯ

ЦЕРКОВЬ ВЛАХЕРНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ. ЗУГДИДИ

Среди святынь церкви Влахернской иконы Божией Матери в Зугдиди хранится кисть святой великомученицы Марины. Для Второго Жребия Божией Матери – Иверии – святая Марина даровала кисть, в которой она держала молот, сокрушивший самого диавола. Это глубоко символично,– ведь молот имеет форму Т-образного креста, на котором был распят наш Господь и Спаситель мира. И не случайно Влахернский храм в Зугдиди стал хранителем величайших святынь Церкви Христовой, о которых мы сейчас вспомним. Это Риза и часть пояса Пресвятой Богородицы, часть губки, из которой испил уксуса Распятый Иисус Христос, мощи великих святых Православия.


ЦЕРКОВЬ ВЛАХЕРНСКОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ. ЗУГДИДИ. ГРУЗИЯ

Расскажем теперь о храме, ставшем хранителем таких духовных сокровищ – Кафедральном соборе в честь Влахернской иконы Божией Матери в Зугдиди. Первый храм на этом месте был воздвигнут для Влахернской иконы Божией Матери, которая была принесена в Мегрелию* из Константинополя и представляла одну из главных сокровищ князей Дадиани. В 1805 году мегрельская княгиня Нино, дочь грузинского царя Георгия XII (вдова Григола Дадиани), после принятия российского подданства подарила икону и часть пояса Богоматери Императору Александру I, который богато украсил икону и пояс и вернул ее мегрельскому народу.

ЦЕРКОВЬ ВЛАХЕРНСКОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ. ЗУГДИДИ. ГРУЗИЯ

После этого в 1825 году началась строительство нового храма, который должен был стать вместилищем прославленных святынь. Деньги на строительство выделил российский Император Александр I, а освятили храм в 1830 году.

* Мегрелы издавна живут в соседстве с грузинами и в настоящее время составляют с ними единую культурную и национальную общность, несмотря на языковые различия. В позднем Средневековье мегрелы пользовались относительной самостоятельностью и имели собственную династию владетельных князей (Дадиани). В 1803 г. владетель Мегрельского княжества вступил в российское подданство.

ВЛАХЕРНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Влахернская икона, в честь которой был воздвигнут храм в Зудиди, входит в число тех старинных икон, создание которых предание приписывает апостолу и евангелисту Луке. Икона изначально хранилась на родине апостола в Антиохии, а затем была перенесена в Иерусалим. Императрица Евдокия привезла ее в 439 году из Иерусалима в Константинополь вместе с другими христианскими святынями. Переданная в дар Пульхерии, сестре императора Феодосия II, икона была помещена в церкви Богородицы в Влахернах. От имени храма икона получила свое название. Икона стала главной его святыней.

В эпоху иконоборчества кто-то из почитателей иконы ночью перенес ее из Влахернского храма в обитель Пантократора (Вседержителя). Затеплив перед ней лампаду, он наглухо заложил ее в стене алтаря. Место, укрывшее святыню, тогда было известно немногим. В 787 году императрица Ирина созвала в Никее VII Вселенский Собор, провозгласивший анафему иконоборцам и восстановивший иконопочитание. Ересь иконоборчества рухнула окончательно, но святая икона была обретена не сразу.

ВЛАХЕРНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ. XIII в. КИПР

Долго благочестивые император Константин VI (790–802) и его мать Ирина искали сокрытый в стене образ. Патриарх Тарасий призывал молиться настоятелей и затворников по всем монастырям, чтобы открыл Господь, «где сокровенна» икона Пречистой Богородицы. Наконец, одному затворнику в сонном видении было дано повеление искать ее в Пантократоре. По его указанию сокрытая икона была обретена: зажженная перед ней лампада чудесным образом продолжала гореть все эти годы. Икону торжественно вынесли оттуда и снова поставили во Влахернском храме. После захвата Константинополя крестоносцами икону снова укрывали в обители Пантократора. Икона вернулась в свой храм, когда была восстановлена Греческая империя. В нем она благоволила пробыть до царствования Иоанна Палеолога, и удалилась из него окончательно за семьдесят лет до взятия турками Константинополя.

Влахернская икона считалась покровительницей города Константинополя и византийских императоров. В 626 году во время осады города персами, аварами и славянами патриарх Сергий обошел с ней стены Константинополя и, по сообщению Пасхальной хроники, враги отступили, заявив, что видели на стене Богородицу. С этого момента возникла традиция ежегодно в Великий пост переносить эту икону из Влахерн в императорский дворец, где она находилась до понедельника Светлой седмицы. Икона была известна русским паломникам, о торжественных процессиях с ней пишет Стефан Новгородец, посетивший Константинополь в XIV веке.

Паломники из Росси, Украины, Беларуси постоянно совершают поездки в Грузию и непременно посещают Зугдиди, чтобы поклониться святыням Влахернского собора, но более всего вдохновляет их возможность поклониться Ризе Пресвятой Богородицы.


ХОБСКИЙ МОНАСТЫРЬ. УСПЕНСКИЙ ХРАМ. ГАЛЕРЕЯ (XIII–XIV вв.) ГРУЗИЯ

Как же попала эта святыня в Зугдиди? После разорения Константинополя Риза, хранившаяся до этого во Влахернском храме, неведомыми путями Божественного Промысла попала в Грузинскую Церковь. Согласно грузинской традиции Риза Пресвятой Богородицы была чудотворной и в течение многих столетий хранилась в Хобском монастыре*. После революции, в эпоху атеизма, о святыне вообще забыли, обнаружив ее едва ли не случайно в 1936 году. Тогда же ее перенесли из храма во дворец князей Дадиани в Зугдиди, ставший музеем, и заключили в одну из башен. В историческом музее Зугдиди хранятся и другие святыни, которые были изъяты из разных церквей и монастырей Мегрелии в 1923–1936 годы.
* Хобский Успенский монастырь находится в Хобском районе Мегрелии, в 27 километрах от Зугдиди. Все постройки в современном состоянии относятся к концу XIII–началу XIV века. В кризисные дни Византийской империи в Грузию была принесена Риза Богородицы, которую поместили в Хобском монастыре. Здесь же оказались мощи св. вмц. Марины, св. вмч. Георгия. В 1936 году все реликвии вывезли в Зугдиди и поместили в музей. Сейчас в монастыре нет древних святынь, но память о былом осталась, и на гербе местного муниципалитета изображена Риза Богоматери.

ХОБСКИЙ МОНАСТЫРЬ. УСПЕНСКИЙ ХРАМ (XI–XIV вв.) ФРЕСКА. ГРУЗИЯ

ХОБСКИЙ МОНАСТЫРЬ. УСПЕНСКИЙ ХРАМ (XI–XIV вв.) ФРЕСКА. ГРУЗИЯ

ХОБСКИЙ МОНАСТЫРЬ. УСПЕНСКИЙ ХРАМ (XI–XIV вв.) ФРЕСКА. ГРУЗИЯ

ХОБСКИЙ МОНАСТЫРЬ. УСПЕНСКИЙ ХРАМ. (XIII–XIV вв.) ФРЕСКА. ГРУЗИЯ

ХОБСКИЙ МОНАСТЫРЬ. УСПЕНСКИЙ ХРАМ. ВНУТРЕННИЙ ВИД (XIII–XIV вв.) ГРУЗИЯ

ХОБСКИЙ МОНАСТЫРЬ. УСПЕНСКИЙ ХРАМ (XIII–XIV вв.) ГРУЗИЯ

ХОБСКИЙ МОНАСТЫРЬ. УСПЕНСКИЙ ХРАМ. (XIII–XIV вв.) ГРУЗИЯ

ХОБСКИЙ МОНАСТЫРЬ. (XI–XIV вв.) ГРУЗИЯ

РИЗА БОГОМАТЕРИ В ДВОРЦ-МУЗЕЕ КНЯЗЕЙ ДАДИАНИ. ФОТО С ПРОЯВИВШИМСЯ ЛИКОМ ХРИСТА. ЗУГДИДИ. ГРУЗИЯ

В конце прошлого века Риза удивила всех еще одним чудом. Когда ее сняли на кинопленку, а затем просматривали запись на студии, вдруг заметили на полотне изображение Христа, абсолютно невидимое невооруженным глазом. Почти как на Туринской плащанице. Подлинность святыни была засвидетельствована греческими и грузинскими специалистами.

Сейчас Риза хранится в витрине музея, она сделана из материала, похожего на холст серо-белого цвета. Лишь один раз в году, 15 июля, в праздник положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, ее приносят в церковь. Этот день очень чтится в Зугдиди и окрестностях, и верующие люди со всей Грузии приезжают поклониться Святыне. Этот праздник называют здесь Влакерноба. Пречистая Риза выносится из Зугдидского музея в Кафедральный собор Влахернской иконы Божией Матери, расположенный тут же, на территории музея. После торжественной службы паломники могут приложиться к этой величайшей святыне христианского мира. Множество христиан из разных стран приезжают в Грузию поклониться Ризе Божией Матери, промыслом Божиим оказавшейся в Ее Иверском уделе.

РИЗА БОГОМАТЕРИ


Во Влахернском храме Константинополя, освященном 2 июля 457 (474) года, была положена обретенная Риза Богоматери, принесенная из Палестины. Ризу Богоматери, называемую по-еврейски «мафора», что значит «головной покров» (по-гречески – мафорий). Покров этот опускался на плечи, поэтому впоследствии его стали называть «омофор» – «наплечник». Этот омофор Богородицы византийские императоры носили с собой в походах как священное знамя. Впоследствии вместе с Ризой Богородицы была положена во Влахернской церкви и часть пояса Ее. Это обстоятельство и запечатлено в православной иконографии праздника, объединяющей два события: положение Ризы и положение пояса Богоматери во Влахерне. Русский паломник Стефан Новгородец, посетивший Царьград около 1350 года, свидетельствует: «вдохом во Влахерну, идеже лежит Риза в алтаре на престоле в ковчеге запечатана».

ВЛАХЕРНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ. XV в. (НА ОСНОВЕ XIII в.) КОНСТАНТИНОПОЛЬ

В VI веке Историк Никифор Каллист писал: «Риза Богоматери сохранялась в этом храме (Влахернском) и доселе сохраняется, как защита для города, подавая различные исцеления, и чудесами своими, побеждая естество и время». Не раз при нашествии врагов спасала Матерь Божия город, которому даровала Свою Ризу. Так было при осаде Константинополя аварами в 626 году, персами в 677 году, арабами в 717 году. Но наиболее важным для русских людей являются события 860 года, когда Русь впервые заявила всему миру о себе.

18 июня 860 года русский флот князя Аскольда в составе более 200 судов, опустошив берега Черноморья и Босфора, вошел в бухту Золотой Рог и угрожал Константинополю. В виду города плыли русские корабли, высадившиеся воины «проходили пред градом, простирая свои мечи». Войск для защиты столицы практически не было, ибо в это время император начал поход на арабов. В связи с осадой русских император Михаил III (842–867) возвратился в столицу и, как гласят византийские хроники, всю ночь молился, простершись ниц на каменных плитах Влахернской церкви.

ВЛАХЕРНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ ИЗ СЕЛА ВЛАХЕРНСКОГО (ГТГ)

Патриарх Фотий обратился к жителям Константинополя с проповедью, призывая слезами покаяния омыть грехи и в усердной молитве прибегнуть к заступничеству Пресвятой Богородицы. Опасность возрастала с каждым часом. «Город едва не был поднят на копье»,– говорит в другой своей проповеди Патриарх Фотий. В этих условиях было принято решение спасать церковные святыни, и прежде всего – святую Ризу Богородицы, которая хранилась во Влахернском храме, недалеко от берега залива.

После всенародного молебна Ризу Богоматери с крестным ходом обнесли вокруг городских стен и опустили край ее в воды Босфора, после чего перенесли в храм Святой Софии. В это время началась буря, которая разметала флот Аскольда, усмирила русских воинов и сделала их князя более сговорчивым. Византийский историк XI века Кедрен писал, что тогда «испытали руссы [варяжские дружины] Божию власть и отступили». Аскольд заключил почетный мир и 25 июня снял осаду Константинополя. 2 июля чудотворную Ризу Богоматери торжественно возвратили во Влахернскую церковь. В воспоминание этих событий Патриархом Фотием было установлено ежегодное празднование Положения Ризы Богоматери.

ПОСЕЛЕНИЕ АСКОЛЬДА И ДИРА В КИЕВЕ. МИНИАТЮРА

Вскоре, в октябре-ноябре 860 года, русское посольство прибыло в Константинополь для заключения договора «любви и мира». По мирному договору Византия начала выплату русским ежегодной дани, русским было разрешено вступать в византийскую армию, вести торговлю в империи (прежде всего, в Константинополе), посылать дипломатические миссии. Но самым важным событием стал пункт договора о Крещении Руси.

Византийские хронист свидетельствует, что «посольство их (русских) прибыло в Царьград с просьбой сделать их участниками в святом крещении, что и было исполнено». О событиях 860 года повествуют не только греческие, но и русские летописные источники. Преподобный Нестор Летописец подчеркивает, что после русского похода на Царьград отчизна наша «начала прозываться Русская земля». Русские летописцы прекрасно понимали, что это было эпохальным для Руси событием, ибо это свидетельство на протяжении веков переходит из одной летописи в другую.


ПОЛОЖЕНИЕ ЧЕСТНОЙ РИЗЫ БОГОРОДИЦЫ ВО ВЛАХЕРНЕ. ИКОНА. РУСЬ

Во исполнение договора император и патриарх направили на Русь святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Незадолго перед этим святые братья изобрели славянскую азбуку и перевели на славянский язык Евангелие. Зиму 860–861 года братья провели в Корсуни, где святой Кирилл выучил русский язык. Весной 861 года они были у князя Аскольда, в Киеве. В конце 861 года святые Кирилл и Мефодий возвратились в Константинополь и привезли с coбой послание князя Аскольда, в котором он благодарил императора за то, что тот прислал «такого мужа, который показал словом и примером, что христианская вера – святая. Убедившись, что это – истинная вера, повелели мы креститься по своей воле в надежде и нам достигнуть святости. Мы же все – друзья твоему царству и готовы на службу твою, когда потребуешь».

Аскольд принял святое Крещение с именем Николай, крестились и многие дружинники князя. Так из столицы Православия – Константинополя трудами святых равноапостольных Кирилла и Мефодия на Русь пришли славянская письменность и славянское богослужение. Патриарх Фотий учредил на Руси митрополию и назначил первым митрополитом Киевским Михаила, ставшего и первым святителем Русской Православной Церкви. В послании 867 года патриарх Фотий писал: «не только болгары, но и русские, грубые, нечестивые, крестились, приняли обряды с любовью и тщанием». Таким образом, день празднования Положения Ризы Богоматери во Влахернской церкви является днем основания Русской Православной митрополии и днем рождения Русской Православной Церкви. Поэтому в 1862 году на могиле князя Аскольда в Киеве была отслужена торжественная панихида в связи с 1000-летием со дня крещения первого русского князя.


ПОХОД КНЯЗЯ ОЛЕГА НА ЦАРЬГРАД. МИНИАТЮРА. ИЗ ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

Аскольд построил первую на Руси церковь в честь святого пророка Илии и пытался утвердить в стране христианство. Однако сделать этого в то время не удалось. Первый князь-христианин был убит князем-язычником – «вещим Олегом». Святая Ольга воздвигла над могилой Аскольда Никольский храм. Впоследствии в Киеве был установлен крестный ход от Аскольдовой могилы в церковь Ризоположения в память об описанных событиях.

В 907 году «вещий Олег», как и его предшественник Аскодьд, подошел с войском к стенам Константинополя и снова подтвердил военную мощь родившегося молодого государства, прибив свой щит «на вратах Царьграда». Этот щит имеет очень важную символику: на нем изображен всадник на коне, как и на будущем гербе Московского государства – святой великомученик Георгий Победоносец на коне.

ПОЛОЖЕНИЕ ПОЯСА БОГОРОДИЦЫ. ИКОНА

Замечателен возврат и утверждение праздника Положения Ризы Богоматери на Русь. Празднование этого дня известно на Руси со времени святого благоверного князя Андрея Боголюбского, который воздвиг во Владимире на Золотых Вратах храм в честь Ризоположения, то есть в одно время с установлением празднования дня Покрова Богородицы.

Святая Риза Божией Матери, сохранившая когда-то столицу Византии от русских язычников, впоследствии спасала от врагов и российскую столицу – Москву. В конце XIV века часть Ризы Богоматери была перенесена на Русь святым Дионисием, архиепископом Суздальским († 1385; память 26 июня), после чего в Русской Церкви стали праздновать день Положения Ризы Богоматери во Влахерне.

РИЗА БОГОМАТЕРИ В МУЗЕЕ-ДВОРЦЕ КНЯЗЕЙ ДАДИАНИ В ЗУГДИДИ. ГРУЗИЯ

Летом 1451 года под стены Москвы подступили войска татарского царевича Мазовши. Столица готовилась к защите, день и ночь в храмах шла непрестанная служба. Святитель Московский Иона, как некогда святой Патриарх Фотий, призвал народ к покаянию и молитве. В ночь на 2 июля, как сообщают летописи, в татарском стане началось великое смятение; враги бросили награбленное добро и поспешно отступили, будто гонимые ужасом. Когда-то сами враги, устрашенные и вразумленные чудом от святой Ризы Богоматери, русские люди стали почитателями Пресвятой Богородицы и Она удостоила первопрестольную Москву частью Своей святой Ризы и явила Свой Покров и заступление от нашествия вражеского в день празднования Положения Ее святой Ризы во Влахерне.

В память избавления Москвы от татарского нашествия святитель Иона воздвиг в том же1451 году в Кремле церковь Ризоположения, ставшей домовой церковью митрополитов Московских. Этот храм и по сей день украшает Москву.

ПОКРОВ БОГОРОДИЦЫ


ДРЕВНЯЯ ВЛАХЕРНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

В середине Х века миру было явлено знамение, связанное с Влехернским храмом и упоминаемой нами святыней. В то время Византия вела войну с сарацинами. Силы врага были неизмеримо большими и столица – святой град Константинополь – оказалась перед угрозой разорения и даже уничтожения. Тогда люди собрались в храмах и в ночной молитве просили о заступничестве Царицы Небесной и защите града от нашествия иноплеменных. Во всех храмах Константинополя совершалось всенощное бдение. В то время оно начиналась вечером, а кончалась утром, так что, когда священник возглашал: «Слава Тебе, показавшему нам свет» – наступал рассвет.

Собрался народ и во Влахернской церкви, где хранилась Риза Богородицы и часть Ее пояса. За этим ночным богослужением присутствовал блаженный Андрей и ученик его Епифаний. И вот в четвертом часу ночи у блаженного Андрея открылись духовные очи, и он узрел дивное видение: он увидел, как от западных врат к алтарю идет Сама Пресвятая Богородица, на главе был сияющий мафорий, Ее сопровождали святой Иоанн Предтеча и святой апостол Иоанн Богослов. В это время блаженный Андрей обратился к Епифанию: «Видишь ли ты Владычицу?». Тот ответил: «Вижу, отче, и ужасаюсь».


ПОКРОВ БОГОРОДИЦЫ. ФРЕСКА ФЕРАПОНТОВА МОНАСТЫРЯ. ХУД. ДИОНИСИЙ. 1502 г.

Матерь Божия подошла к алтарю, остановилась у Царских врат, опустилась на колени и долго молилась за христиан. Затем, подойдя к престолу, снова опустилась на колени и молилась. По окончании молитвы Она вышла из алтаря, сняла со Своей головы мафорий и простерла его над молящимися людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Матерь Божия просила Сына Своего: «Приими всякаго человека, молящагося Тебе и призывающаго имя Мое на помощь, да не отыдет от лика Моего тощ и неисцелен!»

Святые Андрей и Епифаний «долгое время смотрели на распростертое над миром покрывало и на блиставшую подобно молнии славу Господню. Доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало, по отшествии же Ее сделалось и оно невидимым». Видели все это только святые Андрей и Епифаний, но весь народ сердцем чувствовал присутствие Царицы Небесной. Весть об этом видении быстро распространилась по городу, воодушевила народ и войско, и Константинополь вскоре был освобожден от осады.

Святой Андрей, удостоившийся этого видения, был славянин, в молодые годы попавший в плен и проданный в рабство местному жителю Феогносту.


В честь этого события и было установлено празднество Покрову Богородицы и потому Святая Церковь воспевает в этот день: «Дева днесь предстоит в церкви и с лики святых за ны невидимо молится Богу: ангелы со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога».

До XII века праздник Покрова Богородицы был местным праздником Влахернской церкви, была написана икона в честь этого события, однако ни Греческая, ни Римская церковь не знали этого праздника. Впервые общецерковное празднование дня Покрова Богородицы было установлено на Руси. В Прологе XII века записано: «Се убо, егда в мыслех помышлях, кяко стршное и милосердное видение и паче надеяние и заступление нелегко, бысть без празднества… восхотех, да не без праздника остается Святый Покров Tвой, Преблагая!» В праздничном песнопении Покрову Богородицы Русская Церковь обращается к Пречистой: «За ны грешныя молися, Твоего Покрова праздник в Российстей земли прославльшыя».


ХРАМ ПОКРОВА БОГОМАТЕРИ НА НЕРЛИ

В XII веке появились на Руси храмы в честь Покрова Богородицы, в том числе один из самых прекрасных на Руси – храм Покрова на Нерли. И впоследствии очень часто посвящали русские люди новые храмы празднику Покрова, ибо всегда чувствовали особый покров и заступничество Царицы Небесной над народом и землей нашей. Да и знаменитый храм Василия Блаженного на Красной площади – тоже Покровский.

Праздник Покрова Богородицы был установлен на Руси в середине XII века при святом благоверном князе Андрее Боголюбском, тогда же была создана служба празднику. Установлением этого празднования была утверждена вера всего русского народа в то, что Сама Божия Матерь приняла Русь Святую под Свой Покров.

Покров Богородицы стал одним из любимейших русских церковных праздников. Русские люди особенно любят Богородичные праздники. Какой-то свет озаряет в эти дни души людей и благодать изливается в сердца тех, кто молится Божией Матери. Вот почему православные христиане имеют в домах своих иконы Божией Матери и много раз в течение дня повторяют молитвы к Ней, стараются особо отмечать дни, связанные с памятью Пречистой.


ПРАЗДНИК ПОКРОВА БОГОРОДИЦЫ В ГРЕЦИИ. 2012 г.

Удивительно, но долгое время в Греческой церкви праздник Покрова Пресвятой Богородицы не отмечался. Явное заступничество Пресвятой Богородицы помогло народу Греции освободиться от фашистских завоевателей в ходе Второй Мировой войны. В октябре 1944 года после трех с половиной лет немецкой оккупации, Афины были освобождены от немецко-фашистских захватчиков в день празднования Покрова Богоматери. После этого Священный Синод Элладской Православной Церкви установил празднование дня Покрова Пресвятой Богородицы 28 октября. По благословению Архиепископа Эллады и Священного Синода была составлена новая Служба Покрову Богородицы по случаю освобождения Греции от оккупационных войск в минувшую войну. День празднования приурочен к государственной дате – 28 октября. Служба составлена келлиотом Герасимом на Святой Горе. Константинопольский Патриархат также последовал этой календарной перемене в греческих епархиях и в диаспоре, и ныне это празднование широко распространилось в грекоязычном Православном мире.

Тропарь праздника Покрова Божией Матери
в Элладской Церкви, глас 1-й:

Покро́ва Твое́го, Де́во, воспева́ем благода́ти, его́же, я́ко светоно́сный о́блак, простира́еши па́че ра́зума и покрыва́еши лю́ди Твоя́ у́мно от вся́каго вра́жия наве́та. Тебе́ бо Покро́в, и Предста́тельницу, и Помо́щницу стяжа́хом, вопию́ще Ти: сла́ва вели́чию Твоему́, Чи́стая, сла́ва Боже́ственному Покро́ву Твоему́, слава Твоему́ о нас промышле́нию, Пренепоро́чная.

ПОЯС БОГОМАТЕРИ


СОВРЕМЕННАЯ ВЛАХЕРНСКАЯ ЦЕРКОВЬ НА МЕСТЕ ДРЕВНЕЙ

Следует сказать и о судьбе пояса Богоматери. Многие года пояс Богородицы передавался верующими друг другу и в царствование императора Аркадия (395–408)) был перенесен в Константинополь.
После падения Константинополя известно о нескольких местах нахождения частей этой реликвии, прославившихся множеством чудес:
– монастырь Ватопед (Афон) – дар сербского князя Лазаря, считается частью пояса, которую византийские императоры брали с собой в военные походы и которую отбили у византийцев болгары;
– монастырь Троодитисса (Кипр);
– Влахернская церковь в Зугдиди (Грузия) – часть, привезенная племянницей императора Романа III, ставшей женой грузинского царя Баграта IV.
Праздник Положения Пояса Пресвятой Богородицы совершается 31 августа (13 сентября по новому стилю), в последний день церковного года. Тем самым, церковный год начинается с Рождества Пресвятой Богородицы (8/21 сентября), спустя неделю после церковного новолетия, и заканчивается Успением Пресвятой Богородицы и связанным с ним праздником Положения Ее честного Пояса. Об этом говорится и в тропаре праздника Положения Пояса: «Богородице Приснодево, человеков Покрове, Ризу и Пояс пречистаго Твоего телесе, державное граду Твоему обложение даровала еси, безсеменным Рождеством Твоим, нетленна пребывающи: о Тебе бо и естество обновляется, и время. Темже молим Тя, мир граду Твоему даровати, и душам нашим велию милость».

Александр Трофимов

Риза Богородицы

Риза Богородицы (Хитон Богородицы )- православная святыня, одежда, принадлежавшая Матери Божией. В честь реликвии установлено празднование - «Положение честно́й Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне» (Ризоположение ), совершаемое 15 июля (н.ст.).

Исторический экскурс

Пречистый хитон завещан был Пресвятой Богородицей пред Успением Своим двум бедным вдовицам в Назарете, служившим Ей и получавшим от Нее пособие. Одна из этих вдовиц пожелала, чтобы сей благословенный дар всегда вверялся по наследству от одной девицы к другой. Так, в течение веков священный хитон с великим благоговением сохранялся на Святой Земле.
В V веке два брата, знатные греческие вельможи Гальвий и Кандид, отправились на поклонение святым местам в Палестине. В Назарете они остановились на ночлег в доме пожилой женщины-еврейки, где увидели комнату со множеством горящих свечей, непрерывно воскуряемым фимиамом и множеством больных, жаждущих исцеления. На вопрос с чем связано такое почитание этого места они услышали следующую историю:
Здесь мною хранится риза родившей Христа Бога Пречистой Девы Марии. Когда Она преставлялась от земли к небесам, при Её погребении находилась одна из моих прародительниц - вдовица; ей по завещанию самой Пречистой Богородицы, была отдана та честная риза; она же, получивши ту ризу, сохраняла её у себя с благоговением во все дни жизни своей; умирая, она отдала ризу для хранения одной девице из своего рода, заповедавши ей с клятвою сохранять в чистоте ради чести самой Богородицы не только ту честную ризу Пресвятой Богородицы, но и самое девство своё.
Получив возможность провести ночь рядом со святыней, братья измерили ковчег, в котором она хранилась, а затем в Иерусалиме заказали изготовить его копию и златотканый покров на него. На обратном пути в Назарете они подменили ковчег с Ризой и привезли реликвию в Константинополь. Святой Геннадий, Патриарх Цареградский, и император Лев Великий (457–471), со священным трепетом встретили святыню и приняли решение поместить ее в самом лучшем, почетном месте. Во Влахернах, близ берега моря, был воздвигнут новый храм в честь Богоматери. Храм находился поблизости от дворцовых покоев императора: крытые переходы соединяли храм и дворец. 2 июля 458 года Патриарх Геннадий с подобающим торжеством перенёс священную ризу во Влахернский храм. Впоследствии в ковчег с ризой Богородицы положены были Её святой омофор и часть Её пояса.

По свидетельству историка Никифора Каллиста, жившего в VI веке, «риза Богоматери сохранялась в этом храме и доселе сохраняется как защита для города, подавая различные исцеления и чудесами своими побеждая естество и время». Именно в Константинополе и было явлено первое чудо от хитона Пречистой Девы.

Весной 626 года огромная армия персов и хазар подступила к столице. Императора Византии Ираклия в тот момент в городе не было, и руководство Константинополем возложили на Патриарха Сергия (610–638). Жители столицы не смогли оказать должного сопротивления врагу, и персы ворвались в город. Тогда Патриарх вынес хитон Пресвятой Богородицы и начал горячо молиться, прося защиты у Матери Божией. Согласно историческому источнику, в это время внезапно налетел страшный ураган и уничтожил врага, дошедшего уже до Влахернского храма, а в бушующем море затонули все неприятельские суда.

Положение честной Ризы

Не раз при нашествиях врагов Пресвятая Богородица спасала город, которому даровала Свою священную ризу. Так было во время осады Константинополя аварами, персами, арабами. Особенно знаменательны для истории Русской Церкви события 860 года. 18 июня 860 года более 200 ладей русского флота князя Аскольда вошли в бухту Золотой Рог, угрожая Константинополю. Русские корабли были уже хорошо различимы с берега, высадившиеся воины «проходили пред градом, простирая свои мечи».

В это время император Михаил III находился в военном походе. Он спешно вернулся в столицу. Всю ночь император горячо молился, простершись ниц на каменных плитах Влахернского храма. Святой Патриарх Фотий обратился к народу с проповедью, призывая в усердной сердечной молитве просить заступничества Пресвятой Богородицы. Опасность возрастала с каждым часом. Город едва не был поднят на копьё. Перед лицом этой грозной опасности было принято решение спасать церковные святыни и, прежде всего, святую ризу Богородицы, которая хранилась во Влахернском храме. После всенародного молебна святую ризу Богоматери, с крестным ходом обнесли вокруг городских стен и погрузили с молитвой край её в воды Босфора, а затем перенесли в центр Константинополя – храм Святой Софии. Произошло чудо: Божия Матерь Своей благодатью покрыла и усмирила яростную воинственность русских воинов. Заключив почётное перемирие, Аскольд снял осаду Константинополя. Русские войска стали отходить, унося с собой большой выкуп. Неделю спустя чудотворную ризу Богоматери торжественно возвратили на место, в раку Влахернского храма.

В воспоминание этих событий Патриарх Фотий установил ежегодное празднование Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (V) 2/ 15 июля. Во время Крестовых походов XIII века хитон Богородицы не попал в руки грабителей: среди священных реликвий, похищенных крестоносцами из Влахернского храма, упоминается только головной убор Божией Матери, переданный Генрихом де Ульменом монастырю в Трире.

Русский митрополит Пимен, путешествовавший по Святым местам, упоминает в своих записках, что в 1387 году он «в день Положения ризы Богоматери» был во Влахерне и целовал там святую раку, в которой лежали чудесный хитон и пояс Богородицы.

В 1434 г. Влахернский храм сгорел, части одежд Богоматери были переданы в разные места. Часть ризы Богоматери была перенесена из Константинополя на Русь , и хранилась в Москве в Успенском и Благовещенском соборах. Святая риза Богоматери, хранившая прежде столицу Византии, спасала впоследствии от неприятеля и первопрестольную Москву. Летом 1451 года под стены Москвы подступали татарские полчища царевича Мазовши. Святитель Иона, митрополит Московский, непрестанными молитвами и церковными службами укреплял защитников столицы. В ночь на 2 июля, сообщает летопись, в татарском стане случилось великое смятение, враги бросили награбленное добро и в беспорядке поспешно отступили. В память чудесного избавления Москвы святой митрополит Иона (†1461; память 31 марта и 27 мая) в том же году воздвиг в Кремле церковь Ризоположения.

Она сгорела, но на её месте в 1484–1486 годах была построена новая, также посвященная празднику Положения ризы Богоматери и сохранившаяся до настоящего времени. Сейчас раз в году, в праздник Положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (2\15 июля), Святейший Патриарх Московский и всея Руси совершает Божественную литургию и молебен перед частицей ризы Богородицы в Ризположенском храме Московского Кремля.

В наши дни хитон Богородицы хранится в историческом музее в Зугдиди (Грузия), расположенном во дворце князей Дадиани. Подлинность святыни была засвидетельствована греческими и грузинскими специалистами. В Зугдидском историческом музее хранятся святыни, которые были изъяты из разных церквей и монастырей в период советского безбожия. Среди них находится и знаменитая риза Богородицы.

Когда, при каких обстоятельствах хитон Пресвятой Богородицы был перенесен в Грузию? Существует несколько версий: по первой – эта святыня была привезена из Иерусалима в начале XII века; согласно второй – хитон Богородицы был тайно вывезен из Византии в VIII веке в связи с иконоборчеством; по летописи «Картлис Цховреба», хитон Божией Матери испокон веков хранился в Хобском Успенском монастыре в Грузии.

Критическое осмысление разнообразного круга письменных источников позволяет сделать следующий вывод: хитон Пресвятой Богородицы сохранялся во Влахернском храме в Византии до 1453 года, затем из-за трагических событий, связанных с завоеванием турками Константинополя, следы хитона теряются на целых два столетия. В XVII веке хитон Богородицы обретен был Промыслом Божиим в Хобском монастыре в Мингрелии. Весной 1840 года русские послы Федот Елчин и Павел Захаров гостили при дворе Левана II Дадиани. Они посетили Хобский монастырь, где сподобились приложиться к хитону Пресвятой Богородицы. Русские послы Алексей Иевлев и Никифор Толочанов находились в Имеретии (Грузия) в 1650–1652 годах. Они встречались с монахами одного из Афонских монастырей, которые поведали им, что хитон Богоматери привезен из Константинополя якобы в VIII веке (во времена иконоборческой ереси в Византии) и был положен в Хобском монастыре… В XVII веке Иерусалимский Патриарх Дотеус попытался вывезти хитон Богородицы из Грузии, но безуспешно. Потом мингрельский царь Леван запечатал золотой ларец со святыней и приставил к нему стражников. Но это не спасло Пречистый хитон от разбойников. К счастью, похищенная святыня была найдена на второй же день… Прежде риза Богоматери хранилась в алтаре храма, в серебряном ларце. По преданию, с ризой Богородицы связано множество чудес и исцелений. В советские времена о хитоне Богоматери забыли: великая святыня без должного бережения сохранялась в Хобском монастыре; ее мочило дождем, засыпало снегом… В 1936 году она была перенесена в запасники Зугдидского исторического музея.

Ныне Пречистый хитон вновь открыт для поклонения православным верующим. Ежегодно 2/15 июля Грузинская Православная Церковь отмечает Влахерноба – праздник в честь ризы Богородицы. В этот день хитон Богородицы выносится из Зугдидского музея в Кафедральный собор Влахернской иконы Божией Матери, расположенный тут же, на территории музея, где после Божественной литургии верующие могут приложиться к этой величайшей святыне христианского мира. Множество паломников из разных стран приезжают в Грузию поклониться Пречистой ризе Божией Матери.

Описание

Ризой в начале н.э. на востоке называли одежду, платье, военные доспехи.
Хитон Пресвятой Богородицы, омофор (головной покров) и пояс – вот ризы, которые носила Пречистая Дева в земной Своей жизни и, согласно христианским преданиям, даровала Православной Церкви как залог Своего покровительства и заступничества.
Хитон представляет собой кусок ткани размером 150х180 см. Краски на нем уже выцвели, поэтому сейчас эта материя однородного, коричневатого цвета.

Они остановились на ночлег в доме пожилой женщины-еврейки, где увидели комнату со множеством горящих свечей, непрерывно воскуряемым фимиамом и множеством больных, жаждущих исцеления. На вопрос с чем связано такое почитание этого места они услышали следующую историю:

Получив возможность провести ночь рядом со святыней, братья измерили ковчег , в котором она хранилась, а затем в Иерусалиме заказали изготовить его копию и златотканый покров на него. На обратном пути в Назарете они подменили ковчег с Ризой и привезли реликвию в Константинополь .

Братья поместили Ризу в своей домовой церкви и тайно хранили её, но, согласно преданию, многочисленные чудеса, происходившие от неё, заставили их сообщить о реликвии византийскому императору и константинопольскому патриарху Геннадию I . После чего, в 458 году , Риза была положена во храме Божией Матери, построенном на берегу Влахернского залива (Влахернская церковь). В честь этого события было установлено ежегодное празднование «Положение Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне».

Позднее в ковчег с Ризой были помещены омофор и часть пояса Богородицы, обнаруженные в гробнице Богородицы , вскрытой по решению Шестого вселенского собора . Это обстоятельство отразилось на православной иконографии праздника, объединяющей два события: положение Ризы и положение пояса Богоматери во Влахерне .

О нахождении Ризы Богородицы во Влахерне свидетельствует русский паломник XIV века Стефан Новгородец :

По церковному преданию, в память об этом событии был написан первый акафист Богородицы, который был впервые прочтён ночью во Влахернском храме после чудесного избавления города от неприятельского флота. Данный акафист стал частью службы Акафистной Субботы - праздника и чинопоследования Православной Церкви, совершаемого в субботу пятой седмицы Великого поста . Канон к этому празднику был написан в IX веке Иосифом Студитом .

Почитание в России

Частица Ризы Богородицы появилась в России в XIV веке . Она была приобретена в Константинополе Дионисием Суздальским в числе прочих реликвий, вошедших в состав «ковчега Дионисия », ставшего значимой реликвией московских великих князей. В честь праздника Ризоположения было простроена множество церквей и монастырей, в том числе в Московском Кремле (Церковь Ризоположения (в Московском Кремле)). Другая часть Ризы в XVII веке попала в Успенский собор Кремля стараниями князя Василия Голицына . (Не путать с Ризой Господней , положенной в Москве в 1-й пол. XVI века).

См. также

  • Риза Господня - хитон, бывший на Христе во время казни и разыгранный стражниками

Напишите отзыв о статье "Риза Богородицы"

Примечания

Ссылки

  • на сайте Православие.Ru

Отрывок, характеризующий Риза Богородицы

Петя отер руками пот, покрывавший его лицо, и поправил размочившиеся от пота воротнички, которые он так хорошо, как у больших, устроил дома.
Петя чувствовал, что он имеет непрезентабельный вид, и боялся, что ежели таким он представится камергерам, то его не допустят до государя. Но оправиться и перейти в другое место не было никакой возможности от тесноты. Один из проезжавших генералов был знакомый Ростовых. Петя хотел просить его помощи, но счел, что это было бы противно мужеству. Когда все экипажи проехали, толпа хлынула и вынесла и Петю на площадь, которая была вся занята народом. Не только по площади, но на откосах, на крышах, везде был народ. Только что Петя очутился на площади, он явственно услыхал наполнявшие весь Кремль звуки колоколов и радостного народного говора.
Одно время на площади было просторнее, но вдруг все головы открылись, все бросилось еще куда то вперед. Петю сдавили так, что он не мог дышать, и все закричало: «Ура! урра! ура!Петя поднимался на цыпочки, толкался, щипался, но ничего не мог видеть, кроме народа вокруг себя.
На всех лицах было одно общее выражение умиления и восторга. Одна купчиха, стоявшая подле Пети, рыдала, и слезы текли у нее из глаз.
– Отец, ангел, батюшка! – приговаривала она, отирая пальцем слезы.
– Ура! – кричали со всех сторон. С минуту толпа простояла на одном месте; но потом опять бросилась вперед.
Петя, сам себя не помня, стиснув зубы и зверски выкатив глаза, бросился вперед, работая локтями и крича «ура!», как будто он готов был и себя и всех убить в эту минуту, но с боков его лезли точно такие же зверские лица с такими же криками «ура!».
«Так вот что такое государь! – думал Петя. – Нет, нельзя мне самому подать ему прошение, это слишком смело!Несмотря на то, он все так же отчаянно пробивался вперед, и из за спин передних ему мелькнуло пустое пространство с устланным красным сукном ходом; но в это время толпа заколебалась назад (спереди полицейские отталкивали надвинувшихся слишком близко к шествию; государь проходил из дворца в Успенский собор), и Петя неожиданно получил в бок такой удар по ребрам и так был придавлен, что вдруг в глазах его все помутилось и он потерял сознание. Когда он пришел в себя, какое то духовное лицо, с пучком седевших волос назади, в потертой синей рясе, вероятно, дьячок, одной рукой держал его под мышку, другой охранял от напиравшей толпы.
– Барчонка задавили! – говорил дьячок. – Что ж так!.. легче… задавили, задавили!
Государь прошел в Успенский собор. Толпа опять разровнялась, и дьячок вывел Петю, бледного и не дышащего, к царь пушке. Несколько лиц пожалели Петю, и вдруг вся толпа обратилась к нему, и уже вокруг него произошла давка. Те, которые стояли ближе, услуживали ему, расстегивали его сюртучок, усаживали на возвышение пушки и укоряли кого то, – тех, кто раздавил его.
– Этак до смерти раздавить можно. Что же это! Душегубство делать! Вишь, сердечный, как скатерть белый стал, – говорили голоса.
Петя скоро опомнился, краска вернулась ему в лицо, боль прошла, и за эту временную неприятность он получил место на пушке, с которой он надеялся увидать долженствующего пройти назад государя. Петя уже не думал теперь о подаче прошения. Уже только ему бы увидать его – и то он бы считал себя счастливым!
Во время службы в Успенском соборе – соединенного молебствия по случаю приезда государя и благодарственной молитвы за заключение мира с турками – толпа пораспространилась; появились покрикивающие продавцы квасу, пряников, мака, до которого был особенно охотник Петя, и послышались обыкновенные разговоры. Одна купчиха показывала свою разорванную шаль и сообщала, как дорого она была куплена; другая говорила, что нынче все шелковые материи дороги стали. Дьячок, спаситель Пети, разговаривал с чиновником о том, кто и кто служит нынче с преосвященным. Дьячок несколько раз повторял слово соборне, которого не понимал Петя. Два молодые мещанина шутили с дворовыми девушками, грызущими орехи. Все эти разговоры, в особенности шуточки с девушками, для Пети в его возрасте имевшие особенную привлекательность, все эти разговоры теперь не занимали Петю; ou сидел на своем возвышении пушки, все так же волнуясь при мысли о государе и о своей любви к нему. Совпадение чувства боли и страха, когда его сдавили, с чувством восторга еще более усилило в нем сознание важности этой минуты.
Вдруг с набережной послышались пушечные выстрелы (это стреляли в ознаменование мира с турками), и толпа стремительно бросилась к набережной – смотреть, как стреляют. Петя тоже хотел бежать туда, но дьячок, взявший под свое покровительство барчонка, не пустил его. Еще продолжались выстрелы, когда из Успенского собора выбежали офицеры, генералы, камергеры, потом уже не так поспешно вышли еще другие, опять снялись шапки с голов, и те, которые убежали смотреть пушки, бежали назад. Наконец вышли еще четверо мужчин в мундирах и лентах из дверей собора. «Ура! Ура! – опять закричала толпа.
– Который? Который? – плачущим голосом спрашивал вокруг себя Петя, но никто не отвечал ему; все были слишком увлечены, и Петя, выбрав одного из этих четырех лиц, которого он из за слез, выступивших ему от радости на глаза, не мог ясно разглядеть, сосредоточил на него весь свой восторг, хотя это был не государь, закричал «ура!неистовым голосом и решил, что завтра же, чего бы это ему ни стоило, он будет военным.
Толпа побежала за государем, проводила его до дворца и стала расходиться. Было уже поздно, и Петя ничего не ел, и пот лил с него градом; но он не уходил домой и вместе с уменьшившейся, но еще довольно большой толпой стоял перед дворцом, во время обеда государя, глядя в окна дворца, ожидая еще чего то и завидуя одинаково и сановникам, подъезжавшим к крыльцу – к обеду государя, и камер лакеям, служившим за столом и мелькавшим в окнах.
За обедом государя Валуев сказал, оглянувшись в окно:
– Народ все еще надеется увидать ваше величество.
Обед уже кончился, государь встал и, доедая бисквит, вышел на балкон. Народ, с Петей в середине, бросился к балкону.
– Ангел, отец! Ура, батюшка!.. – кричали народ и Петя, и опять бабы и некоторые мужчины послабее, в том числе и Петя, заплакали от счастия. Довольно большой обломок бисквита, который держал в руке государь, отломившись, упал на перилы балкона, с перил на землю. Ближе всех стоявший кучер в поддевке бросился к этому кусочку бисквита и схватил его. Некоторые из толпы бросились к кучеру. Заметив это, государь велел подать себе тарелку бисквитов и стал кидать бисквиты с балкона. Глаза Пети налились кровью, опасность быть задавленным еще более возбуждала его, он бросился на бисквиты. Он не знал зачем, но нужно было взять один бисквит из рук царя, и нужно было не поддаться. Он бросился и сбил с ног старушку, ловившую бисквит. Но старушка не считала себя побежденною, хотя и лежала на земле (старушка ловила бисквиты и не попадала руками). Петя коленкой отбил ее руку, схватил бисквит и, как будто боясь опоздать, опять закричал «ура!», уже охриплым голосом.
Государь ушел, и после этого большая часть народа стала расходиться.
– Вот я говорил, что еще подождать – так и вышло, – с разных сторон радостно говорили в народе.
Как ни счастлив был Петя, но ему все таки грустно было идти домой и знать, что все наслаждение этого дня кончилось. Из Кремля Петя пошел не домой, а к своему товарищу Оболенскому, которому было пятнадцать лет и который тоже поступал в полк. Вернувшись домой, он решительно и твердо объявил, что ежели его не пустят, то он убежит. И на другой день, хотя и не совсем еще сдавшись, но граф Илья Андреич поехал узнавать, как бы пристроить Петю куда нибудь побезопаснее.

15 го числа утром, на третий день после этого, у Слободского дворца стояло бесчисленное количество экипажей.
Залы были полны. В первой были дворяне в мундирах, во второй купцы с медалями, в бородах и синих кафтанах. По зале Дворянского собрания шел гул и движение. У одного большого стола, под портретом государя, сидели на стульях с высокими спинками важнейшие вельможи; но большинство дворян ходило по зале.
Все дворяне, те самые, которых каждый день видал Пьер то в клубе, то в их домах, – все были в мундирах, кто в екатерининских, кто в павловских, кто в новых александровских, кто в общем дворянском, и этот общий характер мундира придавал что то странное и фантастическое этим старым и молодым, самым разнообразным и знакомым лицам. Особенно поразительны были старики, подслеповатые, беззубые, плешивые, оплывшие желтым жиром или сморщенные, худые. Они большей частью сидели на местах и молчали, и ежели ходили и говорили, то пристроивались к кому нибудь помоложе. Так же как на лицах толпы, которую на площади видел Петя, на всех этих лицах была поразительна черта противоположности: общего ожидания чего то торжественного и обыкновенного, вчерашнего – бостонной партии, Петрушки повара, здоровья Зинаиды Дмитриевны и т. п.

15 июля (2 июля по старому стилю) Церковь празднует положение честной Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. Этот день иначе именуется праздником Ризположения. Почитание праздника Ризоположения издревле известно в Русской Церкви. В конце ХIV столетия часть Ризы Богоматери была перенесена из Константинополя на Русь святителем Дионисием Суздальским. Святая Риза Богоматери, хранившая прежде столицу Византии, спасала от неприятеля и первопрестольную Москву. Вот история обретения этой великой святыни.

В царствование благочестивого императора Льва и супруги его Вероны жили в Константинополе два родных брата Гальбий и Кандид, весьма важные сановники. Желая поклониться святым местам Иерусалима, они с разрешения императора отправились в путь. Когда братья проходили по Галилее, они зашли в небольшое селение Назарет, чтобы поклониться дому, в котором жила Пресвятая Дева Мария и где явился Ей ангел Гавриил, возвестивший о рождении от Нее Сына Божьего - Спасителя мира. Гальбий и Кандид остановились в небогатом доме одной благочестивой незамужней еврейки, где увидели комнату, в которой стояло множество свечей и курился фимиам, издававший ароматное благоухание. В этой комнате находилось много больных людей - хромых, слепых, глухих... И братья стали расспрашивать хозяйку, что за святыня хранится в этой комнате. Смутившись, она ответила, что на этом месте некогда явился Господь.

Изумившиеся братья стали расспрашивать подробнее, и тогда хозяйка сказала им так: Мужи благочестивые! Узнайте, какая великая святыня хранится здесь! Ее силой все больные получают исцеление от своих недугов: слепые начинают видеть, глухие слышать, хромые ходить, немые обретают дар речи, прокаженные очищаются, бесы из людей изгоняются... И творят эти чудеса хранящиеся здесь ризы Пресвятой Богородицы, которые достались мне от прародительницы моей - одной из тех вдов, что были при Успении Божией Матери и по Ее завещанию получили по ризе. По завещанию прародительницы ризы переходят от девицы к девице, прославившейся жизнью честной и благочестивой. В нашем роде, кроме меня, не осталось более девиц, и я открываю вам эту тайну с тем, чтобы вы не разглашали об этом до моей смерти.

Пообещав сохранить тайну, братья были допущены в комнату, и увидели они там ковчег, окруженный свечами и кадильницами, в котором лежали пречистые ризы Девы Марии. Испросив разрешения пробыть на всенощном молебне около этой святыни, братья между тем задумались о том, кому после хозяйки достанутся погребальные одежды Пресвятой Богородицы. И решив иметь столь бесценное сокровище в стольном граде Константинополе, они ночью измерили длину, ширину и высоту ковчега и определили, из какого дерева он сделан. Утром поклонились они пречистым ризам Богородицы и пошли в Иерусалим, пообещав хозяйке зайти к ней на обратном пути.

Поклонившись в Иерусалиме Честному Кресту и Гробу Господню, братья призвали одного столяра и заказали ему точно такой же ковчег, как тот, в каком хранились ризы Божией Матери. Когда мастер исполнил заказ, Гальбий и Кандид купили златотканое покрывало, которое потом и показали еврейке. А потом попросили разрешения покрыть этим покрывалом ковчег и еще ночь простоять около него на молитве. Когда все в доме уснули, братья со слезами пали на землю и молили Пресвятую Богородицу, чтобы не возбранилось им взять ковчег с Ее ризою и унести с собой. В полночь со страхом и смирением взяли они ковчег, а на его место поставили другой.

Простившись утром с ничего не заметившей хозяйкой, братья отправились в обратный путь. Прибыв в Константинополь, они никому не стали говорить о приобретенной святыне,а создали в доме своем малую церковь во имя святых апостолов Петра и Марка и поставили в ней, в потаенном месте, ковчег со святой ризой. Однако чудеса, всечасно являвшиеся от такой реликвии, и изливавшаяся от нее на всех благодать заставили их пойти и рассказать обо всех знамениях императору Льву, супруге его и патриарху Геннадию. Исполнившись духовной радости, царь и патриарх прибыли в домовую церковь братьев, богобоязненно открыли ковчег и увидели в нем нетленную ризу Пресвятой Богородицы. Облобызав ее, они торжественно перенесли святыню во Влахернскую церковь, где ее положили в ковчег, украшенный золотом и серебром. В память перенесения риз Пресвятой Богородицы был установлен праздник Ризположения в честь и славу Божией Матери, который торжественно отмечается 2 (15) июля.

Чудотворную силу ризы Царицы Небесной в 626 г. испытали на себе персы и авары, в 673 и 713 гг. - сарацины, а в 866 г. витязи Аскольд и Дир. Русские летописи сообщают, что два варяжских рыцаря - Аскольд и Дир - вышли из Новгорода, овладели Киевом и стали в нем княжить. Сначала они, отправляясь из Новгорода, хотели добраться до Царьграда (Константинополя), чтобы поступить там воинами в особую варяжскую дружину. Став киевскими князьями, они изменили свое намерение и решили идти уже войной на Царьград. Собрав большую дружину, Аскольд и Дир посадили своих воинов на ладьи и поплыли к Царьграду. Устрашенные многочисленной киевской ратью, греки не надеялись отразить врагов, и тогда патриарх Константинопольский с молебными песнопениями вынес из Влахернского храма Пречестную ризу Пресвятой Богородицы и с молитвой погрузил ее в море. Молитва христиан была услышана, внезапно на море поднялась сильная буря, которая разметала ладьи киевлян в разные стороны. Когда буря миновала, князья Аскольд и Дир, свидетели свершившегося чуда, приняли в Царьграде христианство. В святом крещении Аскольд был наречен Николаем, а Дир - Илией.

В XIV в., по свидетельству историка Никифора Каллиста, «риза Богоматери сохранялась в этом храме как защита для города, подавая различные исцеления и чудесами своими побеждая естество и время». Русский митрополит Пимен в 1387 г. упоминал, что в праздник Ризположения он был во Влахернском храме и целовал там святую раку, в которой хранились ризы Пресвятой Богородицы. После пожара 1434 года, уничтожившего Влахернскую церковь, местонахождение Ризы теряется.

Частица Ризы Богородицы появилась в России в XIV веке. Она была приобретена в Константинополе Дионисием Суздальским в числе прочих реликвий, вошедших в состав «ковчега Дионисия», ставшего значимой реликвией московских великих князей. В честь праздника Ризоположения было простроена множество церквей и монастырей, в том числе в Московском Кремле (Церковь Ризоположения в Московском Кремле). Другая часть Ризы в XVII веке попала в Успенский собор Кремля стараниями князя Василия Голицына. После изъятия церковных ценностей советской властью святыня попала в музеи Московского Кремля. В 2008 году президентом России Дмитрием Медведевым часть Ризы Богородицы в числе прочих реликвий была передана Русской Церкви.

Ежегодно 2/15 июля Грузинская Православная Церковь отмечает Влахерноба – праздник в честь ризы Пресвятой Богородицы. В этот день хитон Богородицы выносится из Зугдидского музея в Кафедральный собор Влахернской иконы Божией Матери, расположенный тут же, на территории музея, где после Божественной литургии верующие могут приложиться к этой величайшей святыне христианского мира. Множество паломников из разных стран приезжают в Грузию поклониться Пречистой ризе Божией Матери. Мы также приглашаем вас в Грузию на праздник Влахерноба, который считается здесь одним из главных праздников.

10 - 17 июля 2019

600 $ + авиа

Влахерноба — Положение Ризы Пресвятой Богородицы

1 день: 10 июля вторник

Вылет и3 Спб. Прибытие в Тбилиси, трансфер в гостиницу в центре Тбилиси

Прогулка по Старому городу: Святая гора Мтацминда . Церковь Мама -Давити (на месте, где в VI в стояла келья и молельня прп. Давида Гареджийского – одного из тринадцати Сирийских отцов, пришедших в Грузию для распространения христианства, св. источники). Набережная реки Куры (Мтквари), древние сероводородные бани, функционирующие до сих пор, собор Метехи (захоронение первой мученицы грузинской - царицы Ранской Шушаник (V в.), Мученик Або Тбилисский), и конная статуя основателя Тбилиси – грузинского царя Вахтанга Горгасали. Древняя крепость и храм на скале – Нарикала (канатная дорога).20.00 Национальный ужин.

2 день 11 июля среда

Завтрак в гостинице.

09.00 Отправление в Кахетию . Монастырь св.Геогргия Нино в Бодбе, находящийся также «над» Алазанской долиной, только с южной ее стороны, являющийся одним из духовных «столпов» Иверии. В монастырском храме под спудом вот уже долгие века хранятся нетленные мощи св. равноапостольной Нины – просветительницы Грузии. Затем посетим средневековый город Сигнахи , который объявлен городом-музеем и находится на холме с потрясающим видом на Алазанскую долину и горы Северного Кавказа. Город, до сих пор окружен крепостной стеной, которая была построена во второй половине 18 века, во время царствования Ираклия II.

Экскурсия в музей знаменитого художника- примитивиста Пиросмани .
Отсюда отправимся в Кварели на экскурсию и дегустацию вина в Киндзмараули Корпорейшен . Здесь можно купить по низким ценам завода вино,чачу и коньяк для дома.

Переезд в Гурджани на грузинский национальный ужин в кахетинскую семью, где находится винный погреб «Симонай Заоти». Здесь можно будет попробовать вино, которое сделано по старинке,по технологии, которая называется Квеври. Квеври (ქვევრი) - это глиняный кувшин, который закапывается в землю. Также будут и шашлыки, приготовленные на углях виноградной лозы и грузинские песни. Возвращение на ночлег в гостиницу Ройал в Тбилиси.

3 день 12 июля четверг

Завтрак в гостинице. 09.00Отправление в Кутаиси.
Монастырь Моцамета (X век). Монастырь стоит на месте мученической смерти грузинских князей Давида и Константина, их мощи покоятся в монастыре.
Монастырь Гелати (XII в) один из наиболее знаменитых монастырей древней Грузии, усыпальница грузинских царей (по сведению летописца эпохи царицы Тамары, она похоронена в Гелати). Экскурсия с местным православным гидом.
Храм Баграти (11 век) Ужин и ночёвка в гостинице Гора в Кутаиси

4 день 13 июля пятница

Завтрак в гостинице.
09.00.Переезд в Зугдиди .

Историко -этнографический музей, расположенный в бывшем родовом дворце мегрельских князей Дадиани . На сегодняшний день в историко-этнографическом музее Зугдиди хранится около 44475 экспонатов, датируемых разными эпохами, от I до XIX века В музее представлена уникальная экспозиция - коллекция картин известных художников, посуда с фамильными гербами, мебель и др. В местном музее, среди экспонатов — посмертная‾маска Бонапарта Наполеона (их всего 3 в мире,в Париже, Лондоне и в Зугдиди) .

Храм Влахернской иконы Божией Матери, где‾находится чудотворная Влахернская икона.

Отправление в Сванетию. По дороге, остановимся и осмотрим высочайшую плотину в Европе — Ингурскую ГЭС. СВАНЕТИЯ известна, как страна тысячи башен —это самый загадочный, труднодоступный и высокогорный регион Грузии - самая старейшая и самая красивая часть Грузии и всего Кавказа. Сванские башни, превращают местность в музей под открытым небом. Прибытие в Ленджэри. Ужин (сванская кухня) и ночлег в гостевом доме сванской семьи со сванской башней ХII века.

5 день 14 июля суббота

Завтрак.
Знакомство с древними сванскими храмами. 10.00 Переезд в Латали. Иенаши -монастырь пророка Ионы с сохранившейся уникальной иконой Спаса 13в. в золотом окладе.Мацхвариши 10-11 вв.
Храм Преображения Господня в Лагами (верхний придел 12 века, нижний -9 века), Сетцкий кафедральный собор св. Георгия.
Хацвали . Канатная дорога, поднявшись по которой на высоту более 2500 метров, вы увидите всю поднебесную Сванетию.

Посещение сванского музея . Это - уникальный историко -этнографический музей Сванетии, который не зря считается одним их лучших музеев мира. На экскурсии по музею, который проводит местный экскурсовод, вы увидите редчайшую коллекцию грузинских икон грузинской и сванской школы 10 -14 века,сванские чеканные работы, древние рукописные книги 10 века, драгоценные монеты, в коллекции которых есть и монеты Александра Македонского.

Вечером - прекрасно сохранившаяся Кашветская церковь Архангелов в Лаштхвери и обзорная пешеходная прогулка по окрестностям, непродолжительный поход к источнику минеральной воды. 19.00 Ужин в сванской семье. Возможность купить натуральную сванскую соль.

6 день 15 июля воскресенье Ризоположение

08.30 завтрак сухой паек Отправление в Зугдиди на праздник Влахерноба. Положение Ризы Пресвятой Богородицы Вынос Ризы Пресвятой Богородицы. Божественная Литургия. После Божественной Литургии будет возможность приложиться к Ризе Пресвятой Богородицы, а также к мощам св. Георгия Победоносца, св. Марины и муч. Квирике. Переезд на ночлег в Кутаиси. Ужин

7 день 16 июля понедельник

Завтрак.09.00 Отправление в Мцхета– столицу древнегрузинского царства Иверия.
Светицховели (XI в.), главная национальная святыня Грузии, где под спудом хранится Хитон Господень и Милоть (плащ) пророка Илии.
Самтавро. Самтавро-Преображенская церкви и женский монастырь святой Нино – древняя обитель 4 века. Могила известного старца - Гавриила (Ургебадзе)

Джвари (VI в.), храм Святого Креста на вершине горы у слияния Куры и Арагви, там, где, по преданию, воздвигла крест святая равноапостольная Нина. Переезд в Тбилиси: древнейший тбилисский храм Анчисхати - древний храм, где хранилась икона Анчисхати, жемчужина и сердце Грузинской православной Церкв и –собор Успения Пресвятой Богородицы - Сиони (крест святой Нино, чудотворная икона Богородицы, и глава св. Апостола Фомы. В этом храме -список Иверской иконы Божией Матери.Написана она на Афоне по просьбе Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II и принесена в Тбилиси в 1989 году, Русский храм св. Александра Невского. Во дворе церкви находится могила архимандрита Виталия и митрополита Зиновия (в миру - Захария) - епископа Грузинской православной церкви, который до конца своей жизни проживал в келье при храме св. Александра Невского. . Ужин в грузинском ресторане с национальной шоу-программой. Переезд на ночёвку в гостиницу в Рустави.

8 день 17 июля вторник

05.30 утра трансфер в аэропорт . Вылет в Спб.
При желании после программы -отдых в Батуми.
В стоимость включены следующие услуги:
  • Проживание в гостиницах с завтраком (удобства в номере)
  • Проживание в гостевом доме в Сванетии (удобства рядом с комнатами)
  • Трансфер из аэропорта Тбилиси и обратный в аэропорт
  • Транспортное обслуживание
  • Услуги русскоговорящего гида во время тура;
  • 2-х разовое питание и дегустации по программе,
  • Билеты в музеи по программе (музей Пиросмани, дворец Дадиани, Мартвильский заповедник,Сванский этнографический музей)
  • Вода из расчета 2 бутылки по 0,5 л на человека

Риза Пресвятой Богородицы

(Хитон Богородицы )- православная святыня, одежда, принадлежавшая Матери Божией. В честь реликвии установлено празднование - «Положение честно́й Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне» (Ризоположение ), совершаемое 15 июля (н.ст.).

Исторический экскурс

Пречистый хитон завещан был Пресвятой Богородицей пред Успением Своим двум бедным вдовицам в Назарете, служившим Ей и получавшим от Нее пособие. Одна из этих вдовиц пожелала, чтобы сей благословенный дар всегда вверялся по наследству от одной девицы к другой. Так, в течение веков священный хитон с великим благоговением сохранялся на Святой Земле.
В V веке два брата, знатные греческие вельможи Гальвий и Кандид, отправились на поклонение святым местам в Палестине. В Назарете они остановились на ночлег в доме пожилой женщины-еврейки, где увидели комнату со множеством горящих свечей, непрерывно воскуряемым фимиамом и множеством больных, жаждущих исцеления. На вопрос с чем связано такое почитание этого места они услышали следующую историю:
Здесь мною хранится риза родившей Христа Бога Пречистой Девы Марии. Когда Она преставлялась от земли к небесам, при Её погребении находилась одна из моих прародительниц - вдовица; ей по завещанию самой Пречистой Богородицы, была отдана та честная риза; она же, получивши ту ризу, сохраняла её у себя с благоговением во все дни жизни своей; умирая, она отдала ризу для хранения одной девице из своего рода, заповедавши ей с клятвою сохранять в чистоте ради чести самой Богородицы не только ту честную ризу Пресвятой Богородицы, но и самое девство своё.
Получив возможность провести ночь рядом со святыней, братья измерили ковчег, в котором она хранилась, а затем в Иерусалиме заказали изготовить его копию и златотканый покров на него. На обратном пути в Назарете они подменили ковчег с Ризой и привезли реликвию в Константинополь. Святой Геннадий, Патриарх Цареградский, и император Лев Великий (457–471), со священным трепетом встретили святыню и приняли решение поместить ее в самом лучшем, почетном месте. Во Влахернах, близ берега моря, был воздвигнут новый храм в честь Богоматери. Храм находился поблизости от дворцовых покоев императора: крытые переходы соединяли храм и дворец. 2 июля 458 года Патриарх Геннадий с подобающим торжеством перенёс священную ризу во Влахернский храм. Впоследствии в ковчег с ризой Богородицы положены были Её святой омофор и часть Её пояса.

По свидетельству историка Никифора Каллиста, жившего в VI веке, «риза Богоматери сохранялась в этом храме и доселе сохраняется как защита для города, подавая различные исцеления и чудесами своими побеждая естество и время». Именно в Константинополе и было явлено первое чудо от хитона Пречистой Девы.

Весной 626 года огромная армия персов и хазар подступила к столице. Императора Византии Ираклия в тот момент в городе не было, и руководство Константинополем возложили на Патриарха Сергия (610–638). Жители столицы не смогли оказать должного сопротивления врагу, и персы ворвались в город. Тогда Патриарх вынес хитон Пресвятой Богородицы и начал горячо молиться, прося защиты у Матери Божией. Согласно историческому источнику, в это время внезапно налетел страшный ураган и уничтожил врага, дошедшего уже до Влахернского храма, а в бушующем море затонули все неприятельские суда.

Не раз при нашествиях врагов Пресвятая Богородица спасала город, которому даровала Свою священную ризу. Так было во время осады Константинополя аварами, персами, арабами. Особенно знаменательны для истории Русской Церкви события 860 года. 18 июня 860 года более 200 ладей русского флота князя Аскольда вошли в бухту Золотой Рог, угрожая Константинополю. Русские корабли были уже хорошо различимы с берега, высадившиеся воины «проходили пред градом, простирая свои мечи».

В это время император Михаил III находился в военном походе. Он спешно вернулся в столицу. Всю ночь император горячо молился, простершись ниц на каменных плитах Влахернского храма. Святой Патриарх Фотий обратился к народу с проповедью, призывая в усердной сердечной молитве просить заступничества Пресвятой Богородицы. Опасность возрастала с каждым часом. Город едва не был поднят на копьё. Перед лицом этой грозной опасности было принято решение спасать церковные святыни и, прежде всего, святую ризу Богородицы, которая хранилась во Влахернском храме. После всенародного молебна святую ризу Богоматери, с крестным ходом обнесли вокруг городских стен и погрузили с молитвой край её в воды Босфора, а затем перенесли в центр Константинополя – храм Святой Софии. Произошло чудо: Божия Матерь Своей благодатью покрыла и усмирила яростную воинственность русских воинов. Заключив почётное перемирие, Аскольд снял осаду Константинополя. Русские войска стали отходить, унося с собой большой выкуп. Неделю спустя чудотворную ризу Богоматери торжественно возвратили на место, в раку Влахернского храма.

В воспоминание этих событий Патриарх Фотий установил ежегодное празднование Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (V) 2/ 15 июля. Во время Крестовых походов XIII века хитон Богородицы не попал в руки грабителей: среди священных реликвий, похищенных крестоносцами из Влахернского храма, упоминается только головной убор Божией Матери, переданный Генрихом де Ульменом монастырю в Трире.

Русский митрополит Пимен, путешествовавший по Святым местам, упоминает в своих записках, что в 1387 году он «в день Положения ризы Богоматери» был во Влахерне и целовал там святую раку, в которой лежали чудесный хитон и пояс Богородицы.

В 1434 г. Влахернский храм сгорел, части одежд Богоматери были переданы в разные места. Часть ризы Богоматери была перенесена из Константинополя на Русь святителем Дионисием, архиепископом Суздальским († 1385; память 26 июня/9 июля), и хранилась в Москве в Успенском и Благовещенском соборах. Святая риза Богоматери, хранившая прежде столицу Византии, спасала впоследствии от неприятеля и первопрестольную Москву. Летом 1451 года под стены Москвы подступали татарские полчища царевича Мазовши. Святитель Иона, митрополит Московский, непрестанными молитвами и церковными службами укреплял защитников столицы. В ночь на 2 июля, сообщает летопись, в татарском стане случилось великое смятение, враги бросили награбленное добро и в беспорядке поспешно отступили. В память чудесного избавления Москвы святой митрополит Иона (†1461; память 31 марта и 27 мая) в том же году воздвиг в Кремле церковь Ризоположения.

Она сгорела, но на её месте в 1484–1486 годах была построена новая, также посвященная празднику Положения ризы Богоматери и сохранившаяся до настоящего времени. Сейчас раз в году, в праздник Положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (2\15 июля), Святейший Патриарх Московский и всея Руси совершает Божественную литургию и молебен перед частицей ризы Богородицы в Ризположенском храме Московского Кремля.

Ежегодно 2/15 июля Грузинская Православная Церковь отмечает Влахерноба – праздник в честь ризы Богородицы. В этот день хитон Богородицы выносится из Зугдидского музея в Кафедральный собор Влахернской иконы Божией Матери, расположенный тут же, на территории музея, где после Божественной литургии верующие могут приложиться к этой величайшей святыне христианского мира. Множество паломников из разных стран приезжают в Грузию поклониться Пречистой ризе Божией Матери. перенесен в Грузию? Существует несколько версий: по первой – эта святыня была привезена из Иерусалима в начале XII века; согласно второй – хитон Богородицы был тайно вывезен из Византии в VIII веке в связи с иконоборчеством; по летописи «Картлис Цховреба», хитон Божией Матери испокон веков хранился в Хобском Успенском монастыре в Грузии.

Критическое осмысление разнообразного круга письменных источников позволяет сделать следующий вывод: хитон Пресвятой Богородицы сохранялся во Влахернском храме в Византии до 1453 года, затем из-за трагических событий, связанных с завоеванием турками Константинополя, следы хитона теряются на целых два столетия. В XVII веке хитон Богородицы обретен был Промыслом Божиим в Хобском монастыре в Мингрелии. Весной 1840 года русские послы Федот Елчин и Павел Захаров гостили при дворе Левана II Дадиани. Они посетили Хобский монастырь, где сподобились приложиться к хитону Пресвятой Богородицы. Русские послы Алексей Иевлев и Никифор Толочанов находились в Имеретии (Грузия) в 1650–1652 годах. Они встречались с монахами одного из Афонских монастырей, которые поведали им, что хитон Богоматери привезен из Константинополя якобы в VIII веке (во времена иконоборческой ереси в Византии) и был положен в Хобском монастыре… В XVII веке Иерусалимский Патриарх Дотеус попытался вывезти хитон Богородицы из Грузии, но безуспешно. Потом мингрельский царь Леван запечатал золотой ларец со святыней и приставил к нему стражников. Но это не спасло Пречистый хитон от разбойников. К счастью, похищенная святыня была найдена на второй же день… Прежде риза Богоматери хранилась в алтаре храма, в серебряном ларце. По преданию, с ризой Богородицы связано множество чудес и исцелений. В советские времена о хитоне Богоматери забыли: великая святыня без должного бережения сохранялась в Хобском монастыре; ее мочило дождем, засыпало снегом… В 1936 году она была перенесена в запасники Зугдидского исторического музея.